12+
   

Благословенное Войново. Русский уголок Польши

23.10.15

Image

 

До Второй мировой войны эта земля была германской провинцией Восточной Пруссии. И жили здесь русские люди. Село Войново было основано старообрядцами ещё в 1832 году. После 1945 года эта земля стала частью Польши. До границы с Калининградской областью отсюда недалеко. В соседних Миколайках туристы из Калининграда бывают постоянно. В Войново их не увидишь. Здесь нет аквапарка, но здесь можно помолиться.

 

Image

 

За невысоким забором и деревьями сада вдруг обнаруживаешь купол с православным крестом. Если зайти в ворота и пройти мимо покрытых черепицей зданий из красного кирпича, видишь храм несколько необычной архитектуры. Большой купол покрыт медью. Медью покрыт также шатер колокольни и венчающая его луковка.

 

Image

 

Стены храма деревянные и покрашены в белый цвет. Наличники окон голубые, что наводит на предположение, что храм освящен в честь Божией Матери. Крыша покрыта черепицей. Очевидно, храм был построен ещё в те времена, когда здесь была Германия.

 

Image

 

Действительно, эта православная церковь была построена в 1921-1923 гг., когда здесь ещё была Восточная Пруссия. Храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Необычный архитектурный стиль объясняется тем, что Войново изначально населяли старообрядцы федосеевского и поморского толков. Они строили подобные по виду молельни. В конце XIX века часть этих старообрядцев решила воссоединиться с официальной Православной Церковью, но сохранить при этом свои обряды. Такие старообрядцы назывались единоверцами. После Первой мировой войны в Войново образовался самостоятельный приход. Сюда приехал священник Александр Аваев, спроектировавший и построивший этот необычный храм.

 

Image

 

Иконостас храма был изготовлен во Франции на пожертвования русских эмигрантов. Церковь была для него мала, поэтому иконостас разделен на три части. Отец Александр Аваев происходил из тверской дворянской семьи. Служил офицером в гренадерском полку, но вышел в отставку и поступил послушником в Оптину пустынь. Благословение оставить военную службу и служить Богу Александр Аваев получил ещё от святого праведного Иоанна Кронштадского. В Оптиной он был учеником старцев Варсонофия и Нектария, имел послушание вести летопись монастыря, но монашеские обеты принять не успел. С началом Первой мировой был призван в армию и воевал в Восточной Пруссии. Во время Зимней битвы на Мазурах попал в плен.

 

Image

 

После освобождения из плена Александр Аваев приехал в Париж к митрополиту Евлогию, рассказал о своей судьбе и о желании стать монахом. Митрополит Евлогий решил не постригать Аваева в монахи, а лучше отправить его в Восточную Пруссию к старообрядцам. Он рукоположил Александра в священный сан и отправил в Войново. Отец Александр стал вести продолжительные богослужения по древнему церковному обряду, с множеством земных поклонов. Верующие Войново его за это очень полюбили и почитали за старца. При храме отец Александр создал женскую монашескую общину.

 

Image

 

Икона собора Оптинских святых передана в Войново недавно. В икону вложены частицы мощей преподобных Оптинских старцев.

 

Image

 

За алтарём Свято-Успенского храма образовалось небольшое кладбище. Здесь покоится и сам отец Александр Аваев. Он много потрудился для сохранения православной веры в Восточной Пруссии. Несколько раз в год отец Александр приезжал в Кенигсберг для совершения богослужений. Старостой православной общины Кенигсберга был, как известно, профессор Николай Арсеньев. В годы Великой Отечественной войны отец Александр окормлял ещё православную общину Мемеля (Клайпеды).

 

Image

 

Первыми на этом кладбище были похоронены Отец и сын Македонские. Оба были крещены с именем Иоанн. Иоанн Македонский пожертвовал свою землю под строительство Успенского храма. Умер как мученик. Когда в 1945 году Войново (немцы переименовали посёлок в Экертсдорф) было занято Красной армией, какой-то политрук принял местных жителей, разговаривающих на русском языке, бородатых и молящихся в построенной ими церкви, за власовцев. Свихнувшийся комиссар приказал расстреливать их без суда и следствия. Пока разобрались, несколько человек успели расстрелять. Так у храма появились первые могилы.  

 

Image

 

Надгробие на могиле отца Александра Аваева. В течение 35 лет он был духовным наставником местных православных жителей. С его смертью совпало изменение политики польского государства по отношению к тем, кто до 1945 года имел германское гражданство. Им разрешили уезжать в Германию. Многие русские обитатели Войново, вкусив прелести польского варианта социализма, воспользовались этим правом. Православный приход в Войново опустел. Сегодня богослужения в Успенской церкви посещает не больше десятка местных жителей.

 

Image

 

Русские старообрядцы в Восточной Пруссии жили доходом со своих яблоневых садов. Рядом с Успенским храмом раскинулся плодовый сад. Рядом – огороды и пасека. С 1995 года здесь располагается женский монастырь.

 

Image

 

Здание, построенное ещё отцом Александром, ремонтируется. Над мансардой должен стоять купол с крестом. Сегодня он на реставрации. В мансарде размещается домовая церковь, освященная в честь преподобного Амвросия и всего собора преподобных Оптинских святых.

 

Image

 

Довоенного здания для монастыря оказалось недостаточно. Недавно был построен новый сестринский корпус.

 

Image

 

Фрески в трапезной монастыря писали иконописцы из Белоруссии. Они же расписывали храм монастыря в Зверках, где находятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Монастырь в Войново стал местом паломничества православных поляков. Сюда часто приезжают паломнические группы из Белостока, Гайновки и Варшавы. Православным калининградцам это место до сих пор неизвестно.

 

Image

 

Неподалёку от православного монастыря стоит старообрядческая молельня. Она построена в 1923-1927 гг. из кирпича взамен сгоревшей деревянной. По внешнему виду напоминает лютеранскую кирху, но венчает её восьмиконечный православный крест. Небольшая община старообрядцев собирается здесь на свои богослужения. В молельне находятся 43 иконы старинного письма. А вот алтаря в молельне нет. Здешние старообрядцы – беспоповцы.  

 

Image

 

Напротив молельни туристы могут перекусить. Какой-то старообрядец зарабатывает себе на жизнь продажей «перогов домовой роботы». Местные «пероги» - отнюдь не наши пирожки. Это скорее вареники или пельмени.

 

Image

 

За околицей Войново можно обнаружить ещё одно культовое здание с православными крестами. Это – молельня знаменитого некогда Войновского монастыря. Она была построена на пожертвования миллионера-мецената Василия Кокорева. Войновский монастырь связан с именами таких людей, как игумен Павел Прусский, владелец «Славянской типографии в Восточной Пруссии» Константин Голубов…

 

Image

 

В молельне находятся старые русские иконы. Но это – не иконостас. Алтаря нет. Монастырь был создан в своё время старообрядцами-беспоповцами, ожидавшими скорого конца света и считавшими, что в России правит антихрист, а в Церкви не осталось истинных священников. Паникандило (люстра) было пожертвовано каким-то саратовским купцом. Изготовлено из серебра. Число свечей равно числу лет земной жизни его рано умершей дочери.

 

Image

 

Никто не мешает помолиться святым, изображенным на иконах. Любой может поставить свечи. Но старообрядческого монастыря больше нет. Молельня стала музеем. 

 

Image

 

Иконы в окладах, посеребренные лампады… Для новых владельцев монастыря это привлекает туристов. В монастырских постройках предприимчивые хозяева устроили гостевой дом, корчму…

 

Image

 

На сенах помещений молельни висят стенды с фотографиями, рассказывающим о славной жизни Войновского монастыря.

 

Image

 

На этой фотографии – две последние насельницы монастыря, Елена и Евфимия. В 1968 году последняя старообрядческая игуменья Антонина, видимо, немного повредившись рассудком, переписала все монастырские сооружения в частную собственность местному жителю, католику Леону Людвиковскому. Тот обещал содержать до смерти последних обитательниц монастыря. Они уже умерли…

 

Image

 

Туристам здесь неплохо… Монастырь занимает полуостров озера Дусь. С трёх сторон – вода. Лодки, байдарки, живописный луг.

 

Image

 

Икона на святых вратах бывшего монастыря. Сегодня в них входят туристы, чтобы отдохнуть в экзотическом месте, пожить в монашеских кельях.

 

Image

 

Вероятно, такова судьба всех расколов и сектантских сборищ, отпавших от Единой, Святой и Апостольской Церкви. Плодами их трудов пользуются другие.

 

Image

 

Рядом с бывшим монастырем сохранилось старообрядческое кладбище. Лежат на нём люди, потомки уехавших в Восточную Пруссию русских.

 

Image

 

Будем надеяться, что в день Страшного Суда Господь воздаст им по их трудам и духовным подвигам, по их постам и многочасовым молитвам, по их многочисленным земным поклонам, и простит им их искренние заблуждения.

 

Image

 

Рядом с простыми деревянными крестами могил старообрядцев – могила новых хозяев бывшего старообрядческого монастыря.

 

Эксклав.ру

 

  Александр

21.02.2017, 20:31

Что же стало с древлеправославными иконами из единоверческой церкви?

Цитировать

Ваш комментарий:




Advertisement

Эксклав.RU - новости Калининграда, форумы, фото © 2010

Связаться с нами - главный редактор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
администратор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script отдел новостей:

Православная Ярмарка

 
Яндекс цитирования Rambler's Top100