Балтийск начинает наступление на германскую символику

Балтийск решил отказаться от немецкой символики в пользу российской. Речь идет о гербе, который повторяет исторический символ Пиллау с короной прусского короля Фридриха Вильгельма I, того самого, который заложил основы прусского милитаризма.

Надо сказать, это действительно прецедент, который в ближайшем будущем может подтянуть за собой и другие города нашего региона, над которыми пока еще развиваются тевтонские и германские знамёна. Но обо всем по порядку.

5 декабря стало известно о намерении властей Балтийска разработать новую символику. Герб должен отражать современную историю самого западного города нашей страны. Об этом во время рабочей встречи с Молодежным советом заявил глава муниципалитета Николай Плюгин. Чиновник предложил молодёжным организациям разработать новый герб города. Он добавил, что нынешняя символика практически идентична гербу Пиллау. За основу в изображении были взяты крепость и осётр. «Время идет, символы меняются», отметил Николай Плюгин, добавив, что новый герб «может иметь другую символику, связанную не с довоенным Пиллау, а отражать современную русскую историю города». «В наше время символами Балтийска, к примеру, могут стать маяк, корабли, якорь или лебеди. Необходимость видоизменить герб города связана также и с предстоящей реорганизацией района в округ», — сказал глава Балтийского района.

Николай Плюгин: «Мы с 1 января становимся городским округом. Задача представительного органа, который я возглавляю - подготовить всю нормативно-правовую документацию к этому для того, чтобы Балтийский городской округ начал нормально функционировать. В числе прочего, Балтийский городской округ должен иметь свою символику. Что сделали мы: поскольку нам предстоит утверждение вот этого всего, мы пригласили молодёжный совет и [совет] ветеранов поучаствовать в  процессе. Пускай молодёжь подумает:  герб Балтийского городского округа, поскольку в него входит не только город Балтийск, а ещё Приморск, у которого тоже есть свой герб - может иметь какую-то другую символику, которая отражает не только прошлое Пиллау. А наш герб практически в точности повторяет герб Пиллау. Есть же современная российская, русская история этого города, которая началась в 1945 году. Потом мы всё это обсудим с общественностью и какое-то примем решение».

По словам главы Балтийского муниципального района Николая Плюгина, на данный момент вопрос о замене герба находится на стадии обсуждения. Глава района добавил, что никаких денежных затрат изменения в символике не потребуют. «Молодёжный совет занимается этим добровольно», - пояснил Плюгин.

Николай Плюгин: «Денег это абсолютно никаких не требует. Молодёжный совет этим занимается абсолютно добровольно. А символику принимать надо — у муниципального образования она должна быть. Посмотрим, что они там придумают, как это будет выглядеть, как люди это воспримут. Ну, мое мнение — вот есть историческая часть, немецкая, но, всё-таки, у этого города есть и наша российская история, это — российский город. Я считаю, что такие моменты тоже должны учитываться».

После Великой Отечественной войны решением Потсдамской конференции часть Восточной Пруссии отошла Советскому союзу. В 1946 году город Пиллау был переименован в Балтийск. Разумеется, советские власти отказались от немецкого герба для города, где разместилась база Балтийского флота. В бытность СССР был разработан проект нового герба: на красном фоне щита изображался якорь и звезда на фоне восходящего над морем солнца. Новый поворот в истории с гербом Балтийска внесли 90-е годы. Причём произошел полный разворот от российских символов в сторону Германии. После распада Советского союза, в 1993 году, решением малого совета Балтийского городского Совета народных депутатов неожиданно был утвержден герб города, который повторял исторический герб Пиллау, утвержденный в 1725 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. На гербе изображён осетр, плывущий по морю и украшенный короной Фридриха Вильгельма I. В 2008 году власти Балтийска объявили конкурс по созданию герба и флага муниципального образования «Балтийский городской округ», в результате которого в 2011 году у Балтийска официально появилась «новая-старая» символика: пропала лишь дата — 1725 год. Авторами восстановления герба стали некто Кузнецов и Лерман. О последнем мы расскажем чуть позже, поскольку именно он является «автором» прусских гербов современной Калининградской области и был одним из авторов «гербовой революции» в нашем регионе.

Соответствует ли прусский герб современному российскому городу, который претендует на звание главной военно-морской базы страны на Балтике? Идею изменить символику города прокомментировал глава администрации Балтийского муниципального района Сергей Мельников.

Сергей Мельников: «У нас инициатива ветеранской организации. Это всё не на моём совещании происходило. Это была встреча главы Совета Плюгина Николая Викторовича с молодёжной администрацией Балтийска. И там присутствовал ветеран Анатолий Коротков. Речь зашла о том, что сегодня герб Балтийска по своему внешнему виду и по наполнению не отражает суть города-патриота, города, где находится военно-морская база Балтийского флота. Осётр этот [прим. ред. - изображённый на гербе] давно у нас не плавает. Мы находимся в городе-трофее, который нам отвоевали наши деды. Мы сегодня должны вместе подумать о том, какой бы мы хотели себе герб. Но ведь есть юридические тонкости, порядок, надо понять юридические тонкости этого процесса. После этого какой-то конкурс объявлять о разработке. То есть всё в соответствии с законодательством. Это путь не быстрый, но мы его начинаем».

Сколько потребуется времени на замену существующего герба Балтийска Сергей Мельников пока не уточняет. Однако вопрос с финансированием для него очевиден — раз герб Балтийска, значит и средства должен выделять муниципалитет.

Как мы уже упоминали ранее, полные аналоги германских гербов в начале двухтысячных были «выданы» многим городам Калининградской области. Причем старые гербы, присвоенные первыми переселенцами нашего региона, были ликвидированы. Нынешние гербы являются точной копией довоенных германских, хотя формально у них даже есть современные «разработчики». Попробуем разобраться, кто авторы присвоения немецкой символики российским городам.

В начале тысячелетия большая часть муниципалитетов нашего региона решила обзавестись собственными гербами. Вроде бы дело полезное — иметь свою муниципальную символику. Но почему муниципалитеты не стали создавать свои гербы на основе российской символики - вопрос отдельного разговора. В результате быстро проведённой «гербовой спецоперации», когда конкурсы на новые гербы объявлялись буквально один за другим, города региона получили точные копии немецких гербов.

Во главе процесса возрождения германской символики стояло несколько человек, но главную роль играл Григорий Лерман, уроженец Киева, ныне, кстати, проживающий в Германии. Вот, как он сам объясняет значение герба:

«Герб - это исторический источник, вечный нетленный документ, который понятен людям вне зависимости от их национальности и языка. Город может погибнуть и возродиться, поменять название и своих жителей, но герб закреплен за ним на века».

Сам автор этих строк - Лерман любитель позировать в футболке с гербом Кёнигсберга. Кстати именно этот человек в свое время мечтал, что Калининград в скором времени сможет вновь именоваться Кёнигсбергом.

Фото со страницы в Одноклассниках

Мечта оказалась несбыточной, но старания не прошли даром — Лерману удалось навязать российским городам германские символы. Однако Лерман лукавил: герб исторически являлся наследственным родовым дворянским знаком, обозначавшим принадлежность того, или иного дворянина к конкретному роду. Позднее гербы стали даваться городам и землям, как наследственным владениям определенных дворянских родов. Таким образом герб — это не только эмблема города, но и знак его принадлежности к определенному роду-племени.

По логике Лермана получается, несмотря на то, что города Калининградской области стали российскими, гербы, которые связаны с государственным устройством бывшей Пруссии, остаются неизменными. Получается, что Калининградская область с её городами, имеет принадлежность к Пруссии и её наследнице Германии.

«Гербовая революция», проведённая в Калининградской области Лерманом и его сторонниками, привела к тому, что города самого западного российского региона живут под символикой, утверждённой еще прусскими властями, и основанной зачастую на гербах рыцарей Тевтонского ордена, который в отношении русских княжеств вёл жестокие захватнические войны. Немецкие гербы означают и принадлежность городов к бывшим немецким родам и органам власти. «Реинкарнация» германских гербов прошла незаметно для общественности и без широкого обсуждения. Там же, где присутствовали хоть какие-то намеки на обсуждение – российские варианты сторонниками германской символики во главе с Лерманом резко отвергались.

Неман получил герб, практически идентичный символике Рагнита, утвержденной в 1722 году. Как и герб Пиллау, герб Рагнита был учреждён прусским «королём-солдатом» Фридрихом Вильгельмом I. Из германского варианта стерли только черного орла.

Коллаж ГТРК-Калининград

Герб Озерска – сегодня практически точная копия символики Даркемена. Кстати, этот герб тоже был утвержден Фридрихом Вильгельмом I. На обоих вариантах изображен черный орел – символ Тевтонского ордена и германской воинской отваги.

В 2011 году в качестве герба городского округа Советск был восстановлен исторический герб Тильзита. В серебряном щите червлёный замок на лазоревых волнах. На стене замка – родовой герб Гогенцоллернов – серебряно-чёрный щит.

Герб нынешнего Правдинска во многом повторяет символику герба Фридланда. В золотом поле червлёная орлиная лапа держит лазоревую рыбу. Правда, сейчас на практике иногда используется тот же герб, но с короной, венком и лентой.

Существующие герб и флаг Гвардейского городского округа Решением Совета депутатов Гвардейского ГО были переутверждены 21 сентября 2017 года. Однако там по-прежнему «красуется» рука с мечом на фоне солнца. «В лазоревом  поле - выходящее вверху золотое солнце (без изображения лица), а внизу и по сторонам - серебряное облако, образующее отвлеченную кайму. В оконечности из облаков вправо выходит десница естественного цвета, держащая серебряный меч в столб, острие которого наложено на солнце». Это изображение появилось еще на печати тевтонского замка Тапиов в 13-14 вв.

Германский герб получил и Славск. Ранее эта территория носила название Хайнрихсвальде. Свое имя она получила в честь некоего егеря Хайнриха, которому Фридрих Вингельм I пожаловал охотничьи угодья в этих краях.  Это было небольшое поселение без городских прав, а значит и права на собственный герб. Однако в 1930-х немцами была разработана символика для района Эльхнидерунг, причём неофициальная. Что не остановило сторонников германских символов - его то и приписали в 2004 году Славску: в зеленом поле выходящая слева золотая голова лося. Гербовый щит венчает золотая территориальная корона о трех остроконечных зубцах.

Интересная история вышла с гербом Багратионовска. Он получил фамильный герб тевтонских рыцарей фон Плауэнов, которые внесли вклад в уничтожение древнего прусского населения и укрепление Тевтонского ордена. Их было три брата, и в память о них действующий герб города носит изображение трёх тевтонских рыцарских крестов. А в верхней части «восстающий лев» с окровавленным языком — родовой символ рыцарей фон Плауэнов. Кстати один из трёх братьев принял участие в Грюнвальдской битве против литовско-русско-польского войска, в котором значительную роль сыграли смоленские полки.

 

Коллаж ГТРК-Калининград

По сути, на гербе Багратионовска сейчас красуются кресты врагов наших предков. У этого герба также есть свой современный автор - один из сподвижников Лермана - директор Багратионовского музея Александр Панченко. Правда, в 2003 году Панченко являлся председателем Багратионовского совета народных депутатов, что и позволило ему провести операцию по возрождению германской символики в городе, который носит имя князя Петра Багратиона. Об он сам признался во время программы «Позиция» на телеканале ГТРК-Калининград. Панченко вероятно и не предполагал, что 15 лет спустя ему придётся дать ответ, как кресты трёх братьев Тевтонского ордена  оказались на гербе Багратионовска.

Фото со страницы А.Панченко в Фейсбуке

Оправдываясь, директору музея, причём историку, пришлось откровенно лгать: умалчивая о рыцарях, он умудрился договориться до «Божественной Троицы». «В современной интерпретации наш герб можно легко прочитать как защитник города днём и ночью – белое и чёрное, с верой надеждой и любовью – эти имена носит наша Православная церковь», — сказал Панченко. С таким заявлением он выступил 25 января 2018 года. Однако, видимо поняв, что несет чушь, заметил, что «поиск российской истории» в гербе Багратионовска — это «слишком узко», и такая позиция «заведет в тупик». «У города в 1947 году поменялось население, а город остался городом», - объяснил директор музея. И этим Панченко полностью повторил аргументацию своего соратника Лермана.

Александр Панченко: «Мы слишком углубились в оценки герба, объяснив его некую политическую, идеологическую принадлежность к городу. И даже стали говорить, что герб должен отражать именно российскую страницу в историю. Знаете, это слишком узко, и это нас заведёт в тупик. Герб надо рассматривать гораздо шире. Герб – это символ города, администрации и власти.У города в 1947 году поменялось население, а город остался городом».

Но вернёмся к гербу Балтийска, а точнее — к самому факту, что власти, наконец, решили отказаться от прусской символики в пользу российской. По мнению калининградского журналиста, главного редактора портала «NewsBalt» Андрея Выползова, отказ от германского герба, а также недавнее  выступление вице-адмирала Балтийского флота Игоря Мухаметшина, в котором он высказывался о неуместности нахождения немецкого философа Канта в списке имён великих соотечественников, предложенных для доименования калининградского аэропорта, стали звеньями в одной цепи по отказу калининградцев от «фанатизма» по немецкому прошлому.

Андрей Выползов: «Выступление вице-адмирала из Балтийска повлияло на всё. Ведь наши военные всегда молчат. И это считается нормальным, потому, что военные не должны говорить, они должны делать. А здесь впервые, пожалуй, высокопоставленный военный высказался на политическую тему. Народ понял, что наших больше, наших много. И думают точно также сотни тысяч людей в регионе. Возможно, власти Балтийска это и подстегнуло начать вот эту дегербаризацию. Может быть, им и сверху, как говорится, «прилетело». Поскольку все уже понимают, если мы называем аэропорт именем Елизаветы, памятник Елизаветы в Балтийске. Там есть наш флот. Наверное, логично сделать некую преемственность и показать на гербе мощь и какой-то символ, касаемый Елизаветы».

Теперь «балтийский прецедент» упразднит не один, а две германские символики. Как сообщил Николай Плюгин, в состав Балтийского городского округа входит не только Балтийск с коронованным осетром, но и Приморск, который на сегодняшний день имеет свой герб. Это герб епископства Самбия - в серебре перекрещенные меч и посох. Германский герб был присвоен городу в 2010 году. Примечательно и само обоснование этого герба, к которому также имеет отношение упомянутый ранее Григорий Лерман: «Герб Приморска образует своеобразную трехмерную вертикаль. Ангел украшает также герб жившего в Фишхаузене герцога альбрехта Фридриха, в годы правления которого город приобрел свой герб».

Необходимо подчеркнуть, что российские следы в современном Балтийске уходят далеко за пределы XX века. Первый раз в 1697 году (за три года до окончания строительных работ пятиконечной крепости) в Пиллау с Великим посольством прибыл Петр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Российский царь был в Пиллау ещё дважды — в 1711 и 1716 годах. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.

Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны. В 1758 году, армия Елизаветы I заняла прусские территории. Войска российской императрицы сошли на берег Пиллау. За время существования Русской Пруссии в Пиллау была построена «Русская дамба». Сегодня она известна, как Русская набережная. Русские гарнизоны стояли только в самых крупных городах. Российские чиновники и члены их семей жили в основном в Кенигсберге, Мемеле, Тильзите и Пиллау. Люди были тогда не просто верующие, а живущие по вере. Им нужны были богослужения и возможность участия в таинствах Православной Церкви. Поэтому сразу же встал вопрос о создании православных храмов в местах сосредоточения русских людей.  В Пиллау был «надстроен» большой дом у входа в крепость. В 1760 году была освящена первая православная церковь в Пиллау - церковь Сошествия Святого Духа. В Санкт-Петербурге изготовили стационарные иконостасы для Кенигсбергской, Мемельской и Пиллауской церквей, написали для них иконы. Были собраны три комплекта церковных принадлежностей для совершения богослужений, укомплектованы ризницы. В 1762 году скончалась императрица Елизавета Петровна. Новый российский император Петр III прекратил военные действия против Королевства Пруссии. 5 мая 1762 года он заключил  мирный договор с прусским королем Фридрихом II, по которому все занятые русскими войсками территории возвращались бывшему врагу. Из Восточной Пруссии выводились войска, российская администрация, вывозились запасы оружия и снаряжения. Вывозились и храмы. Свято-Духов храм действовал в Пиллау до осени 1762 года. Следующий православный храм в Балтийске, бывшем Пиллау, появился через две с лишним сотни лет. Это Свято-Георгиевский морской собор, находящийся неподалёку от пиллауской крепости, расположенный примерно там же, где стоял Свято-Духов храм.

Что касается нового герба Балтийска, то по мнению директора Академии геополитических проблем в Калининграде Владимира Шульгина, символ должен отражать саму суть российского города Балтийска — Западного форпоста России.

Владимир Шульгин: «Балтийск — это одна из главных баз, если не самая главная, нашего флота военно-морского. И поэтому, естественно, герб, как нечто символическое, объединяющее людей, должен следовать нашим национальным традициям отечественным, в том числе, русским, российским. И, естественно, поскольку, как правильно сказал наш предпоследний из законных царей Александр III, “У нас только два союзника — армия и флот”. Вот мы всё связанное с одним из “наших союзников”, так сказать, должны всё, что связано с русским флотом, сделать основу этого герба. Потому что главная суть города Балтийска — это база Балтийского флота. Поэтому, естественно, герб должен эту символическую правду статуса Балтийска, конечно же, отразить. Здесь, мне кажется, двух мнений быть не может».

Несомненно, герб, как нечто символическое, должен следовать нашим, а не чужим национальным традициям. Следуя гербовой логике он должен отражать принадлежность города к России. Остаётся надеяться, что инициативу Балтийска подхватят и другие города Калининградской области, а российские гербы наконец-то станут их новыми символами.

Программа «Специальный репортаж»

Радио «Русский край»

Last modified on Четверг, 13 декабря 2018 22:14

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…