ДЕРЖАВИН (о народности в русской словесности и культуре)

Наша история знает удивительно сильные и цельные геройские характеры, обладатели которых навсегда вошли в русскую историю. Одним из них является Гаврила Романович Державин, рядовой казанский дворянин, дошедший до вершин как государевой службы, так и русской поэзии. Разговором о нём хотелось бы начать серию передач о духе народности в отечественной культуре в рамках сложившегося цикла, который звучит в эфире «Русского Края» 6-й год подряд.

 

Толчком к этому замыслу послужили события последних месяцев, ставших свидетелями прямых нападок на русский народ и его историю. Многие помнят, как тележурналист Познер заявил, что русское Православие сыграло отрицательную роль в нашей истории, а его коллега Сванидзе напал на двух профессоров отечественной истории из МГУ за их любовь к России и стремление к объективному изучению перипетий ушедшего века. К сожалению, подобные нападки на Россию и русских стали слышны не только от застарелых недоброжелателей-чужестранцев, но раздаются даже из Москвы, нашей первопристольной столицы. Странные голоса иногда принадлежат весьма, так сказать, «высокостоящим» лицам, что вызывает ещё больше вопросов. Так, совсем недавно г-н Юргенс, глава московского Института современного развития, не моргнув, сказанул, что русские как народ являются главным препятствием для модернизации. Подобных примеров злоречия в наш адрес хоть пруд пруди. Высказываются они не только журналистами-западниками, но и правительственными деятелями вроде покойного Гайдара, который, к сожалению, исключением не являлся.

 

Именно это поразительное явление русофобии отдельных «не последних» россиян и побудило начать разговор о народном чувстве наших великих соотечественников, носителей великой культуры, имеющей всем известное мировое значение. Пусть их мощные голоса противостоят злобным потугам поборников расплодившейся нечисти, стремящихся так нас «перекодировать», чтобы Россия как самобытная держава исчезла с карты мира.

 

Итак, ДЕРЖАВИН. От самого его имени и фамилии исходит какая-то былинная сила. Он был рождён в честном браке в семье казанских дворян через 9 месяцев после венчания отца Романа Николаевича и матери Фёклы Андреевны, урожденной Козловой. Родился он 3 июля 1743 года, незадолго до празднуемого в этом месяце Собора Архангела Гавриила. И был наречён его именем. Имя Гавриил в переводе с древнееврейского значит «муж Божий». Вспомним, что Архангел Гавриил сообщал главнейшие радостные благовестия. Именно он принёс Деве Марии весть о грядущем Рождении ею Спасителя, Иисуса Христа, как и прежде он же известил священника Захарию о рождении Иоанна Крестителя.

 

Давно замечено соответствие имени героя и его характера. Философ и священник отец Павел Флоренский проводил данную мысль в своей работе «Имена». Многое сообщает человеку имя его небесного покровителя. У Державина это стало обнаруживаться рано. Самое первое слово, произнесенное годовалым Гавриилом, было «БОГ». Это случилось в 1744 году, когда на ночном небе была видна большая комета с хвостом о шести лучах. Когда младенцу на неё указали, он вымолвил: «Бог». Державин за свою долгую жизнь государева человека и поэта не изменил своему имени, вполне соответствуя его требованиям, настоятельно требующим от человека высокого служения. И Державин не изменил Богу, царю и отечеству, восславив эти главные народные начала в стихах. Но он не только воспевал их, но и на деле роднился с правдой, стремясь идти «прямыми путями», чего бы это ему не стоило.

 

Современник многих монархов, он верой и правдой служил великой Екатерине, Павлу I и Александру I, закончив земные дни в 1816 году. Часто его правдивость била по нему, он лишался постов, попадал в опалу. Но верность России, её призванию, неподкупность и честность заставляли царей возвращать его на службу. Сорокалетним человеком в стихотворении «Мурза» он отвечал тем недоброжелателям, которые лживо назвали его «льстецом», памятуя известные оды Державина царице Екатерине II. Поэт отвечал: «Но пусть им здесь докажет муза, / Что я не из числа льстецов; / Что сердца моего товаров /  За деньги я не продаю…».

 

Поэт начал службу солдатом тогда, когда случился очередной дворцовый переворот и к власти пришла Екатерина II. Державин, горячий, простодушный и честный, медленно продвигался по службе и долгое время был обойдён чинами. Он служил в знаменитом Преображенском полку. Державин своим русским инстинктом понимал, что законная царская верховная власть – это альфа и омега жизни великой страны. Задолго до революционной эпохи он каким-то шестым чувством ощутил, что никакие личные недостатки царей не могут быть оправданием измены им. Тысячелетняя русская традиция христианской государственности свидетельствует, что только такая законная власть, признаваемая народом священной, может сплачивать огромную державу. Поэтому, когда вспыхнул пугачёвский бунт, Державин бросился отстаивать права царского престола.

 

Он служил в Следственной комиссии в Оренбурге, хотя ему и не удалось выдвинуться на военной службе. Получив в 1777 г. чин статского советника, Державин занял должность в Сенате. В это время он пишет стихотворение на рождение «порфирородного отрока» Александра, сына наследника престола Павла и внука царственной Екатерины. Стихи обнаруживают православный монархизм поэта и его высокую гражданскую позицию, стремление к постепенному и законному развитию гражданской свободы в русском обществе. Державин желал, чтобы «гении», силы  небесные, сообщили будущему царю «…гром в руки / Для предбудущих побед; Тот художества, науки, / Украшающие свет; / Тот обилие, богатство, / Тот сияние порфир; / Тот утехи и приятство, / Тот спокойствие и мир; / Тот принёс ему телесну, / Тот душевну красоту; / Прозорливость тот небесну, / Разум, духа высоту. / Словом: все ему блаженства / И таланты подаря, / Все влияли совершенства, / Составляющи царя;» И далее Державин в духе своей гражданской честности говорил о необходимости воспитания у русского царя человечности, любви к подданным, то есть к гражданской свободе, без развития которой Империя не сможет поступательно развиваться и противостоять своим соперникам. Державин желал от имени ангела добра: «Но последний, добродетель / Зарождаючи в нём рек: “Будь страстей твоих владетель, / Будь на троне человек!”…» (выделено мною – В.Ш.).

 

Строй мысли и чувства Державина помогают понять строки из раннего стихотворения 1776 г. «Пикники», в котором он касается своего чувства гражданственности и свободы, с которым, по его убеждению, должно родниться русское царство. Державин писал: «Мы положили меж друзьями / Законы равенства хранить; / Богатством, властью и чинами / Себя отнюдь не возносить». Державин, несмотря на все свои взлёты и падения на государственной службе никогда не изменил своим свободолюбивым идеалам, органически сочетавшимися с его православными убеждениями. Он был русский до мозга костей, презирая зазнаек, гордецов, хвастунов, подлиз, у которых внешняя показная религиозность никак не сочетается с их истинным обликом Тартюфов. Словом, он очень хорошо понимал, что можно БЫТЬ, а можно лишь КАЗАТЬСЯ. Державин всегда БЫЛ честным человеком, врагом лжецов, льстецов и трусов. Поэтому и воспевал настоящих героев-правдолюбцев, без которых любая государственная власть гниёт и гибнет. Он не хотел такой участи своему отечеству.

 

Ещё до начала своей бурной известности, которая последовала вослед за распространением его стихотворения «Фелица» в 1782-1783 гг., Державин пишет, как бы сейчас сказали, «программное» произведение, философское стихотворение «На смерть князя Мещерского». Оно проникнуто духом смирения перед Богом, поскольку, как он пишет, «…Без жалости всё смерть разит: / И звёзды ею сокрушатся, / И солнцы ею потушатся, / И всем мирам она грозит». Далее Державин с горечью пишет о распространённом среди мнящего себя «просвещенным» человечества наивного младенческого поведения, исходящего из того, что «жизнь моя на земле будет как бы вечной», без страха Божия. Эту недопустимую душевную лёгкость и преступление по отношению к самому себе и обличает поэт. Державин пишет: «Не мнит лишь смертный умирать / И быть себя он вечным чает; / Приходит смерть к нему, как тать, / И жизнь внезапу похищает. / Увы! Где меньше страха нам, / Там может смерть постичь скорее…» (выделено мною – В.Ш.).

 

Сказано всё это с истинной назидательностью, исходящей из священной истины, гласящей, что основа премудрости – «страх Божий». Как часто это забывается нами! Державин помогает помнить и то, что земные богатства в гроб не возьмешь, а самое главное – ими никак не спасешься. Ведь общеизвестна Евангельская истина о том, что богачу спастись трудно, бывает, почти невозможно. Поэт пишет: «…Где был стол яств, там гроб стоит; / Где пиршеств раздавались лики, / Надгробные там воют клики, / И бледна смерть на всех глядит. // Глядит на всех – и на царей, / Кому в державу тесны миры; / Глядит на пышных богачей, / Что в злате и сребре кумиры; / Глядит на прелесть и красы, / Глядит на разум возвышенный, / Глядит на силы дерзновенны / И точит лезвие косы». То есть в конечном счёте, гордыня богача «с бедностью совместна», «Сегодня льстит надежда лестна, / А завтра – где ты, человек?» Жизнь и младость проходят как сон, нельзя это забывать (выделено мною – В.Ш.).

 

В этом раннем стихотворении Державина нет ещё свидетельств полного осознания поэтом христианского учения о спасении, но как оно помогает стать на верный путь духовных поисков и расстаться с наивно-преступным небрежением к жизни, которую так часто мы размениваем по дешевке, занимаясь стяжательством, развлекаловкой всякого рода… Не даром Державин в другом стихе того же раннего периода пишет, что пусть вельможа всё хочет «возвышаться», быть «ещё сильнее», а «богач богатством осыпаться / И горы злата накопить». Он же, поэт, напротив, желает «предаться Всевышнему», «…за счастьем в свете не гоняться, / Искать его в самом себе». Это подлинно христианский подход.

 

Разговор затянулся, хотя к Державину мы лишь только прикоснулись. В будущем, надеюсь, продолжим его.

 

В.Н. Шульгин


 

About author

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…