Хорст Вессель, как идол калининградских реконструкторов

В своей статье «Либеральное «Эхо» Первой мировой войны» я уже рассказал историю про то, как главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов внезапно стал куратором проекта Министерства обороны РФ по паспортизации воинских захоронений защитников Отечества. Как известно, пилотным регионом для реализации этого проекта была выбрана Саратовская область. 

В мае этого года Венедиктов совершил визит в Саратов, во время которого и началась работа по реализации проекта. В Саратове главным редактором «Эха Москвы» было дано несколько интервью. В одном из них на вопрос, почему он стал заниматься темой воинских захоронений, Венедиктов ответил: «У меня два деда, и на двух дедов - пять орденов боевого Красного Знамени за Великую Отечественную.

Есть долги, которые надо отдавать» . Такая жизненная установка должна вызывать уважение. Как известно, 4 июня Венедиктов побывал в Калининграде и встречался с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым. Одним из результатов встречи стало присоединение Калининградской области к проекту по паспортизации воинских захоронений. Напомню, что Венедиктов, улетая в Москву, оставил указания о том, что речь идет о работе по выявлению и официальной фиксации захоронений. «Наша задача – не искать, а выявлять и описывать военно-исторические памятники. Состыковать всю информацию, которая существует в военных архивах, в архивах минздрава, сельсоветов, архивах поисковиков, ваших архивах. Логистика будет такая: на уровне субъекта федерации - и такая схема уже начала работать в Саратовской области, - создается рабочая группа с участием губернатора, мэра, депутатов, в Калининградской области, видимо, также Балтийского флота, военкома, поисковиков, волонтерских организаций, учреждений образования. Эта рабочая группа будет публиковать результаты и поддерживать обратную связь со всеми, кто заинтересован в этой работе.

Создается сайт, электронный адрес для сбора информации… В сентябре, когда школьники и студенты вернутся на занятия, мы обратимся к ним с просьбой о волонтерской помощи в описании, паспортизации воинских захоронений» Упор на работу волонтеров был сделан Венедиктовым и в Саратове. Мною уже был описан процесс создания в Калининградской области рабочей группы с участием губернатора . Особый упор в деятельности рабочей группы в Калининграде также делается на привлечение волонтёров и калининградских реконструкторов.

Описана мною была и деятельность калининградских волонтеров, восстанавливающих памятники германским воинам-героям . Репортаж об этой работе демонстрировался на телеканале «Звезда» 1 августа, в День памяти российских воинов, павших в Первую мировую войну. Автор телевизионного сюжета корреспондент «Звезды» Максим Румянцев связывался накануне со мною с целью узнать, где на востоке области можно снять работу волонтеров (именно волонтеров) на воинских захоронениях. Я тогда предложил корреспонденту посетить 1 августа памятное мероприятие на воинском мемориале Маттишкемен (Совхозное), главном мемориале Первой мировой в Калининградской области. В них принимали участие представители властей и командования Балтийского флота, рота почетного караула и оркестр, казаки и скауты. Служилась панихида, возлагались венки. Для памятной даты 1 августа телерепортаж с мемориала Маттишкемен был бы самым уместным. Но Максиму Румянцеву были нужны именно волонтеры, и в Совхозное он не приехал. «Звезда» в День памяти российских воинов, павших в первую мировую войну, продемонстрировала снятый Румянцевым сюжет про волонтёров, восстанавливающих памятник германским воинам-героям. Тем самым, что убивали в войну российских воинов.

Сама рабочая группа под названием «Координационный совет при губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества» всё ещё только создаётся. Поэтому и деятельность калининградских волонтёров на воинских захоронениях можно описывать пока только как деятельность потенциальных членов этой рабочей группы при губернаторе. Но уже сегодня можно увидеть будущих исполнителей проекта, куратор которого произнёс замечательные слова про долг перед своими краснознаменными дедами. Подготовка к работе по паспортизации уже разворачивается.

Недавно интернет-портал «Новый Калининград» сообщил о рассмотрении на заседании правительства Калининградской области вопроса об укрупнении воинских захоронений первой мировой войны: «Губернатор Николай Цуканов, в свою очередь, заявил, что обсуждать эту тему должны и общественные организации. «Губернатор принимает решение, и я готов брать на себя ответственность за всё. Но при условии, что процесс согласован со всеми заинтересованными сторонами, — сказал Цуканов. — Пожалуйста, пригласите туда всех до одного заинтересованных, общественников, волонтёров, специалистов, Русскую православную церковь, чтобы мы обсудили этот вопрос… Привлеките... Который занимается реконструкцией… Черенкова (Михаил Черенков, член совета по культуре, глава общественной организации ВООПИК — прим. „Нового Калининграда.Ru“), он давно этим занимается, отца Георгия (протоиерей Георгий Бирюков, священник из Нестеровского района — прим. „Нового Калининграда.Ru“)… Парня-корреспондента, который в военной форме ходит постоянно… Адылова, да (Альберт Адылов, историк и реконструктор — прим. „Нового Калининграда.Ru“)» .

Как мы видим, для реализации проекта по воинским захоронениям власти области ответственные лица последовательно привлекают общественников: волонтеров и реконструкторов. Об этом и оставил указания Алексей Венедиктов перед отлётом в Москву. Посмотрим на дела тех, кто поможет главреду «Эха Москвы» отдать долги краснознаменным дедам.

Я уже обращал внимание на некоторый перекос: в Калининградской области в реестр объектов исторического наследия включены 36 памятников и памятных знаков героям германской армии (периода Первой мировой войны) и только 2 памятных знака воинам русской императорской армии. Таким образом, за счёт бюджетов муниципальных образований Россия содержит памятники своим врагам.

При этом интернет-портал «Новый Калининград» в серии статей «По следам Первой мировой» пишет о необходимости восстановления за счёт бюджета всё новых памятников германским воинам, а калининградские волонтеры уже усердно их восстанавливают (та же Яблоневка). Памятников воинам российской армии создавать они не собираются… В число памятников истории периода Первой мировой войны не включена фреска «Сеятель» на стене бывшей евангелическо-лютеранской кирхи в посёлке Зеленополье Гурьевского района. Правда, в реестр объектов исторического наследия включены руины самой кирхи, что, разумеется, ставит под государственную охрану и фреску, о которой речь ниже. Но фреска, повторю, официально не выделена в качестве памятника Первой мировой. Это не мешает ей быть объектом культового поклонения значительной части калининградских волонтёров. И вот это явление – культ фрески «Сеятель» - поможет нам понять, на какую человеческую базу в лице волонтеров будет в дальнейшем опираться уважаемый Алексей Венедиктов в реализации своего проекта.

Про судьбу кирхи в посёлке Зеленополье писал, разумеется, интернет-портал «Новый Калининград». 5 июня 2013 года (символично: на следующий день после встречи Венедиктова с губернатором Калининградской области) на портале была помещена статья «Газ и кости: в кирхе 15-го века в Зеленополье рушатся стены и исчезают захороненные останки» . Статья начинается словами: «В феврале 2010 года, решением Гурьевского районного Совета депутатов, кирха Берхерсдорф в поселке Зеленополье была передана Русской православной церкви. Памятник культурного наследия, на фасаде которого находится уникальная мозаика-памятник погибшим в Первой мировой, был оформлен в собственность 2 марта 2011 года Что изменилось за два года, узнали корреспонденты «Нового Калининграда.Ru». Статья наполнена обычным для «Нового Калининграда» негативным материалом и заканчивается словами: «Постановлением правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения. В феврале 2010 года решением Гурьевского районного Совета депутатов кирха Берхерсдорф в поселке Зеленополье была передана Русской православной церкви. На данный момент сохранились остатки стен, отсутствует крыша, утрачено больше половины шпиля башни. Никаких консервационных или восстановительных работ не производится».

Для нашей дальнейшей работы следует выделить один абзац статьи: «Во время Первой мировой многие мужчины, которые были родом из Берхерсдорфа, погибли в боях. На пожертвования местных жителей на стене кирхи была установлена памятная табличка с именами бойцов. Сверху неизвестный автор создал уникальную мозаику из смальты (по данным многих экспертов, подобных мозаик в мире практически нет). Мозаика изображает сеятеля, разбрасывающего семена; под землей лежат фигуры солдат германской армии».

Повторим, что это опубликовано на следующий день после исторической встречи Венедиктова с Цукановым. Задумаемся: наши краеведы знают всё! Но автор уникальнейшей фрески для них, якобы, неизвестен. Почему оно так? Фреска же давно стала объектом поклонения для специфического круга калининградских волонтёров и реконструкторов.

Известный реконструктор и волонтер Александр Панфилов разместил в своём ЖЖ небольшое исследование об этой фреске, наиболее содержательное на сегодняшний день. Панфилов излагает свою версию: «Памятный знак установлен в честь погибших прихожан этой кирхи. Вероятнее всего родственники немецких солдат хотели иметь хоть какую-то память, место, куда можно возложить цветы своим близким, не вернувшимся с фронта. На мозаичном панно изображён сеятель, разбрасывающий зерна в плодородную почву, которой являются погибшие воины, отдавшие за родину самое ценное – свою жизнь. Из почвы произрастает молодой росток, олицетворяющий новую мирную жизнь, начавшуюся после окончания войны. Изображение сеятеля и немецких солдат в стальных шлемах – это аллегория, а за основу взят Евангельский сюжет или Притча о сеятеле. Автор мозаичного изображения до сегодняшнего дня остаётся неизвестным, однако в сети попадается информация, что панно было выполнено на пожертования графа из рода Дёнхоф. Вероятнее всего имеется ввиду граф Август Карл фон Дёнхоф, отец знаменитой Марион фон Дёнхоф, пожертвовавшей крупную сумму на восстановление в 1992 году памятника Канту в Калининграде» .

Своё исследование Панфилов завершает выводами: «Повторюсь, мозаика уникальна, её необходимо сохранить. Нигде больше не встречаются памятники Первой мировой, выполненные в таком виде. В наши дни кирха в Зеленополье продолжает разрушаться, её состояние, как и состояние мозаики, вызывает опасения. Но если раньше многие сетовали на отсутствие собственника, то в конце 2010 года кирха в Зеленополье была передана в собственность Калининградской Епархии Русской Православной Церкви. Найдутся ли у Церкви средства на дорогостоящие восстановительные работы – вопрос пока открытый. Возможно, журналисты смогут помочь в привлечении внимания к этому памятнику и его удастся включить в списки объектов, требующих первоочередной реставрации».

Другой калининградский волонтер и реконструктор Альберт Адылов в своём ЖЖ разместил фоторепортаж о том, как в «93-ю годовщину со дня окончания ПМВ отметили калининградцы. 12 ноября (так удобнее работающим и учащимся) участники Багратионовского военно-исторического клуба и присоединившиеся к ним неравнодушные граждане провели субботник в посёлке Зеленополье (нем. Борхерсдорф) Гурьевского района. Здесь, на стене перестроенной в XVIII веке орденской кирхи, находится уникальный памятный знак в честь погибших в ПМВ жителей посёлка - мозаика с изображением сеятеля, бросающего зёрна в землю, в которой лежат погребённые германские солдаты. Священник православного прихода посёлка Нивенское о. Павел отслужил молебен "Перед началом всякого благого дела", после чего участники субботника очистили часть интерьера кирхи от напластований мусора последних десятилетий» . На одной из фотографий мы можем видеть вдохновенно молящихся перед фреской «Сеятель» Адылова, Панфилова и руководителя Багратионовского клуба Панченко. Альберт Адылов даже осеняет себя крестным знамением!



На другой фотографии волонтеры-реконструкторы Адылов и Панфилов с макетами винтовок позируют под фреской. Изображения лежащих германских солдат находятся над их головами.



Недавно в своём ЖЖ Адылов дополнительно сообщил, что перед фреской они совершали именно богослужение: А ведь полтора года назад мы в этой кирхе помогали прибираться, и православный священник перед мозаикой служил молебен "Перед началом всякого благого дела" ...



А вот теперь попробуем понять: на что молились волонтеры-реконструкторы? Кирха в Зеленополье изначально была протестантской. Общеизвестно, что протестантское богословие категорически отрицает иконы. Нет в России такого православного, которого хоть раз в жизни протестанты не обвинили в поклонении идолам, имея в виду именно иконопочитание. Во времена Лютера его последователи методично уничтожили все иконы и скульптуры в бывших католических храмах, переделанных в протестантские кирхи. Следы этого варварства можно найти в Калининградской области в сохранившихся древних орденских кирхах. В кирхе посёлка Храброво из под осыпавшейся штукатурки показались остатки фресок. Уникальные фрески оказались под слоем штукатурки в кирхе Арнау. Их в своё время варварски замазали, чтобы скрыть проклятых идолов от благочестивых протестантских взоров. Но на кирхе в Зеленополье фреска была размещена на наружной стене храма. Калининградские краеведы признают, что другой такой фрески в мире нет, но о причине этого удивительного факта умалчивают.

Как могло случиться, что отрицающие иконы протестанты сами создали себе идола для поклонения? Обратим внимание на то, что «сеятель» на фреске не соответствует нашим православным представлениям об образе Иисуса Христа. Мы же прекрасно знаем, что евангельская притча о Сеятеле повествует о Боге, так как семя в этой притче Христос назвал словом Божиим. Изображенного на фреске молодого человека в пиджаке православный христианин никогда не сможет ассоциировать с иконой Иисуса Христа. Поэтому и саму фреску в Зеленополье православный никогда не сможет воспринять как икону. Таким образом эту фреску назовёт идолом не только любой правоверный протестант, но и православный христианин. И что это за идол, которому поклоняются калининградские волонтеры?

Фреска в Зелекнополье, конечно, уникальна, но в Германии сохранилось культовое здание, объясняющее причины её создания. В южной части Берлина находится лютеранская мемориальная кирха Мартина Лютера (Martin-Luther-Gedächtniskirche). Посетителя этого протестантского храма удивит интерьер здания. Под потолком висит канделябр в форме железного креста; резьба на кафедре проповедника изображает Иисуса Христа, окружённого солдатами в касках и арийскими женщинами и детьми; на арке изображен штурмовик в каске. На баптистерии (купели для крещения) находится рельефное изображение человека в форме СА. Ранее алтарь и церковные колокола были обильно украшены изображениями свастики, но после 1945 года их ликвидировали . Википедия сообщает, что кирха Мартина Лютера была освящена 22 декабря 1935 года. Две трети её прихожан были членами НСДАП. Этим можно объяснить обилие нацистской символики в интерьере храма, что явно противоречит традиционному протестантскому богословию.

Что вообще творилось с протестантской церковью в Третьем Рейхе? Представители евангелической (лютеранской) церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. Основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецких христиан» получило на церковных выборах значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») получили большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких протестантских общин. Представители движения «Немецких христиан» были согласны с расовыми идеями нацистов. Они публично заявляли, что христиане, имеющие еврейских предков, являются христианами в новозаветном смысле, но не немецкими христианами. Они также поддерживали нацистский тезис «позитивного христианства», отрицавший изначальную человеческую греховность. Некоторые из них призывали удалить еврейский Ветхий Завет из Библии. Движение ставило целью создание Имперской церкви (нем. Reichskirche), которая объединила бы всех протестантов Германии. Символом нового движения стал традиционный христианский крест со свастикой в середине и буквами D и C .

Дух этого движения нашел свое выражение в проповеди, произнесенной доктором Лангманном, евангелическим пастором и видным церковным иерархом, на похоронах Вильгельма Густлова. Доктор Лангманн появился в форме штурмовиков, включая сапоги. В последнем напутствии он заявил, что место покойного Вильгельма Густлова - в Вальхалле, в доме Зигфрида и Бальдра - героев, «пожертвовавших своей кровью ради жизни немецкого народа», подобных - среди прочих - Христу.

Нацисты считали это движение полезным на первоначальным этапе консолидации сил в Германии, так как «немецкие христиане» постоянно напоминали прихожанам, что именно евреи распяли Иисуса Христа, чем поощряли антисемитские настроения среди населения.

Проявления движения «Немецких христиан» нашли место и в архитектуре, например, в интерьере мемориальной кирхи Мартина Лютера. Следует отметить, что в Восточной Пруссии позиции «немецких христиан» были исключительно сильны. Руководитель «немецких христиан» Людвиг Мюллер был прочно связан с Кенигсбергом. В 1914 году он стал капелланом на военном корабле, а в 1926-1933 гг. служил капелланом военного округа Кенигсберг. Был связан с нацистами, начиная с 20-х годов. С 1931 года - член НСДАП, с 1933 - доверенное лицо Гитлера в церковных вопросах. Выдвигал тезис, что Христос был арийцем и требовал очистить церковное учение от еврейских наслоений. 4 августа 1933 года был избран земельным епископом Восточной Пруссии, а 27 сентября того же года сменил Фридриха фон Бодельшвингха на посту Рейхсепископа.

Вышеизложенное не позволит калининградским краеведам замалчивать далее тот факт, что фреска на кирхе в Зеленополье есть проявление духа «немецких христиан» в церковном искусстве, противоречащее традиционному протестантскому богословию. Но кто изображен на фреске в виде сеятеля в пиджаке? Выше был приведен пример проповеди пастора Лангманна на похоронах Вильгельма Густлова. «Немецкие христиане» активно пропагандировали образы героев, павших от рук врагов за торжество нацизма, уподобляя их Христу. Пропаганда шла не только на словах, но и в искусстве: скульптуре, живописи, резьбе… Одним из таких героев нацизма был Хорст Вессель, застреленный в 1930 году членом компартии в ходе уличных потасовок между молодежью - сторонниками различных политических партий Германии. С подачи Йозефа Геббельса, его фигура превратилась в «символ борьбы и мученичества за идеи национал-социализма», он стал павшим героем нацистского движения.

Отметим, что Хорст Вессель действительно сеял слово, но только не слово Божие. Вессель является автором официального гимна Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), названного посмертно в его честь «Horst-Wessel-Lied». Гимн широко известен под названием «Хорст Вессель», или по первой строчке - «Die Fahne hoch» («Знамёна ввысь»). Гимн активно использовался в Третьем рейхе, в том числе на официальных мероприятиях. Содержание гимна НСДАП не лишено некоторой мистики, объясняющей подлинный смысл фрески в Зеленополье: Die Fahne hoch! Die Reihen fest geschlossen! SA marschiert Mit ruhig festem Schritt Kam’raden, die Rotfront Und Reaktion erschossen, Marschier’n im Geist In unser’n Reihen mit. В переводе Нестеренко: Знамена вверх! В шеренгах, плотно слитых, СА идут, спокойны и тверды. Друзей, Ротфронтом и реакцией убитых, Шагают души, в наши встав ряды.

Можно учесть при этом и смысл евангельской притчи о Сеятеле. Семя, попавшее в добрую почву, даст урожай в тридцать, шестьдесят или в стократ больший. То есть, по трактовке «немецких христиан», каждый, погибший за дело нацизма, принесет плод в тридцать, шестьдесят или в сто раз больше последователей. На фреске изображены убитые немцы в военной форме и стальных шлемах, напоминающих в профиль скорее М-35, а не М-16. На их место встанут десятки и сотни новых бойцов.



Почему этот образец нацистской пропаганды помещен над плитой с именами воинов, погибших в Первую мировую войну? Невероятное количество памятников и кенотафов германским воинам, павшим в Первую мировую войну, было построено в городах и посёлках Германии. Эти памятники и кенотафы напоминали о поражении, призывали к реваншу, воспитывали воинственность в немецком народе.

Можно отметить, что не только глава «немецких христиан» Людвиг Мюллер служил военным капелланом в годы Первой мировой. Отец Хорста Весселя также был протестантским пастором. В 1914 году пастор Людвиг Вессель стал военным капелланом. В течение года он исполнял обязанности главного капеллана германских войск в оккупированной немцами Бельгии. Осенью 1915 года пастора Людвига Весселя перевели на Восточный фронт. Поэтому в военной службе своей отец Хорста Весселя тоже был связан и с Восточной Пруссией. Православный кафедральный собор захваченного немцами города Ковно (ныне – Каунас) пастор Людвиг Вессель переделал в протестантскую кирху. Напутствуя рекрутов на фронт, он благословлял их словами: «Желаете ли вы с Богом отправиться на святую борьбу нашего германского народа, радостно посвятить этой борьбе душу и сердце и служить не щадя жизни? Тогда отвечайте и клянитесь: да, мы хотим этого! Да благослови Господь тебя, о немецкий меч, и охрани тебя, мой камрад, на твоем пути...»

Пастор Людвиг Вессель служил полевым священником при штаб-квартире генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, защитника Восточной Пруссии, будущего президента. Он им восхищался: «Новая песнь о Нибелунгах, рожденная в глубинах саги германской души, понесет вдаль от поколения к поколению это звучание стали, эту хвалебную оду герою Гинденбургу!»

В январе 1918 года пастора Людвига Весселя избрали председателем Совета граждан рейха, контрреволюционного бюргерского движения. Внезапно скончался в мае 1922 года в возрасте 44 лет. Память его сына, автора гимна НСДАП, была увековечена на карте Восточной Пруссии. Его именем назывались улицы, парки, школы. В Калининграде проспект Калинина носил ранее имя Хорста Весселя. Южный парк носил имя Хорста Весселя. Что удивляться, что и восточно-прусские «немецкие христиане» («штурмовики Иисуса Христа») увековечили по-своему память о Хорсте Весселе, сыне известного пастора.

Сегодня у калининградских волонтеров и реконструкторов сложился культ фрески в Зеленополье. Даже молебны перед нею совершают. Калининградская государственная телевизионная и радиовещательная компания показала 14.11.2011 сюжет под названием: «Калининградские любители исторической реконструкции отметили день окончания Первой мировой субботником» . На сайте ГТРК выложена фотография реконструктора Альберта Адылова со снятым головным убором, истово молящегося на фреску «Сеятель»… Комментарий корреспондента: «Реконструкторы начали вахту памяти по стойке смирно. Звучит молитва по всем павшим в первой мировой. На разбитой стене кирхи уже практически не видны имена солдат из Борхесдорфа – нынешнего Зеленополья, не вернувшихся с той войны. Над мемориальной плитой - чудом сохранившаяся мозаика «Сеятель». Аналогов ей в мире нет». Почему нет аналогов? Выше всё объяснено.

Налицо – заурядное идолопоклонство. Но эти волонтеры и реконструкторы, конечно, - свободные люди свободной страны… Они имеют право поступать по своим убеждениям. Портал «Новый Калининград» также может продолжать трогательно заботиться об историческом памятнике нацистской пропаганды. Любопытно только, как это главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов со своими двумя краснознаменными дедами будет курировать деятельность таких специфичных волонтеров.


Протоиерей Георгий Бирюков


1.http://exclav.ru/stati/avtoryi/liberalnoe-eho-pervoy-mirovoy-voynyi.html
2.http://www.youtube.com/watch?v=xt2ydVw2PCg
3.http://regions.ru/news/2461856/
4.http://exclav.ru/stati/avtoryi/liberalnoe-eho-pervoy-mirovoy-voynyi.html
5.http://exclav.ru/stati/avtoryi/rossiya-vpervyie-otmetila-den-pamyati-rossiyskih-voinov-pogibshih-v-pervoy-mirovoy.html 6.http://www.newkaliningrad.ru/news/community/2261957-pravitelstvo-predlozhilo-ukrupnit-zakhoroneniya-pervoy-mirovoy-voyny.html 7.http://www.newkaliningrad.ru/news/foto/2034945-gaz-i-kosti-v-kirkhe-15go-veka-v-zelenopole-rushatsya-steny-i-ischezayut-zakhoronennye-ostanki.html#pic1682324
8.http://erbeforscher.livejournal.com/2672.html
9.http://starec-grigoriy.livejournal.com/670781.html#comments
10.http://starec-grigoriy.livejournal.com/879769.html
11.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%EC%EE%F0%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%CC%E0%F0%F2%E8%ED%E0_%CB%FE%F2%E5%F0%E0_(%C1%E5%F0%EB%E8%ED)
12.http://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкие_христиане
13.http://kaliningrad.rfn.ru/rnews.html?id=78073&cid=7
 

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…