Депутаты Львовского областного совета проголосовали за запрет на
Президент Польши Анджей Дуда по итогам переговоров с лидером США
В Калининградской области разрабатываются программы ...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время встречи с ...
Православному миру угрожает раскол из-за намерения ...
Польский президент Анджей Дуда заявил о готовности выделить $2
Как чиновники и общественники мешают фальсификации истории

Ответ Андрея Иванова и Дмитрия Вострикова на статьи «Как в Калининграде память нацистов увековечивают» и «Как чиновники концлагерь потеряли» настоятеля прихода храма Святого Духа протоиерея Георгия Бирюкова, опубликованные на сайтах «Русская народная линия» и Exclav.ru

Андрей Иванов

Дмитрий Востриков

 

Братская могила советских воинов на территории старого городского кладбища в Советске.

Апрель 2018

Фото: PRUSSIA39


На портале exclav.ru неоднократно публиковались статьи настоятеля прихода храма Святого Духа протоиерея Георгия Бирюкова из города Нестерова, который на протяжении ряда лет добивается установки в поселке Пригородном памятника, увековечивающего память погибших в годы Великой Отечественной войны. По его мнению, там похоронены тысячи советских военнопленных. Несколько лет назад количество погибших военнопленных оценивалось им в 6 тыс., ныне количество возросло в 4 раза. Для достижения своей цели господин Бирюков не только использует различные средства массовой информации, в том числе и портал exclav.ru, но и заседания различных советов при губернаторе Калининградской области, а также Российского военно-исторического общество (РВИО).

 

Если ознакомиться со статьями господина Бирюкова, опубликованными на портале exclav.ru «Как чиновники концлагерь потеряли» и «Как в Калининграде память нацистов увековечивают», то у неискушенного в вопросах истории и увековечения памяти погибших при защите Отечества читателя может сложиться совершенно определенное, но неверное впечатление. А именно: сотрудники областного правительства и муниципалитетов, члены РВИО и советов при губернаторе, представители поисковых и иных общественных организаций – люди, как минимум, черствые, непатриотичные, с «неправильной» идеологией. И всем им противостоит священник, патриот, знаток истории, человек высоких моральных принципов, придерживающийся «правильной» идеологии, беззаветно ратующий за восстановление исторических правды и справедливости – Георгий Бирюков.

 

Поскольку господин Бирюков предлагает установить памятник не просто абстрактным жертвам нацизма, а «увековечить память тех тысяч пленных красноармейцев, которые были замучены в лагере «Офлаг-52» («Шталаг-I-D»)», то до изготовления и установки памятника, как минимум, необходимо представлять: какая надпись будет высечена на памятнике и в каком месте планируется установка. А для этого необходимо знать: что за лагерь в окрестностях Эбенроде (ныне город Нестеров) был в действительности, где он дислоцировался, где производились захоронения погибших узников, каково количество погибших в нем советских военнопленных, фамилии уж если не тысяч, то хотя бы сотен или десятков погибших.

 

Вопросы эти совсем не праздные. Увы, но в Калининградской области уже имеется печальный опыт создания мемориалов несуществующим лагерям военнопленных, т.е. фальсификации той самой исторической правды, за которую ратует господин Бирюков. Так, в окрестностях поселка Липки Озерского городского округа в результате неверной идентификации места дислокации в 1990-х годах был открыт мемориал на месте якобы лагеря «Хайдекруг», который на самом деле располагался на территории современной Литвы:

 

В окрестностях же населенного пункта Эбенроде действовали следующие лагеря для военнопленных:

 

  • Офлаг-52 – с июня 1941 по июль 1942 года;

  • подразделения Шталаг I А в Эбенроде: рабочие команды 4/216, E19, 13/216;

  • подразделения Шталаг I D – с августа по октябрь 1942 года;

  • подразделения Шталаг I F/Z – до июня 1944 года.

 

Следует отметить, что указанные лагеря и подразделения не являлись «лагерями смерти», т.е. военнопленные погибали в них от плохих условий содержания, тяжелого труда и болезней, а не в результате массовых расстрелов и убийств в газовых камерах.


Господин Бирюков, со слов немецкого обер-ефрейтора, нисколько не сомневаясь, сообщает читателям, что «Рядом с … городом Эбенроде в Восточной Пруссии, в деревне Петрикачен, находился лагерь военнопленных. В декабре 1941 года прибыл эшелон с несколькими сотнями пленных красноармейцев. … Из 25 000 пленных … осталось в живых лишь 1 000 человек». Оставим на совести или доверчивости господина Бирюкова, каким образом несколько сотен красноармейцев к концу абзаца трансформировались уже в 25 тысяч, и обратимся к документам.

 

В ходе кропотливой архивной поисковой работы на сегодняшний день выявлено 193 советских военнопленных, погибших в лагерях, местом первичного захоронения которых можно считать Эбенроде и его окрестности. Из них всего в 12 случаях местом первичного захоронения документально подтверждено кладбище лагеря для военнопленных в Шютценорт (до 1938 года – Петрикачен, ныне поселок Пригородное).


Необходимо отметить, что военнопленные, содержащиеся в указанных выше лагерях, использовались на работах на различных объектах в окрестностях Эбенроде. В случае смерти военнопленного – захоронение, как правило, производилось непосредственно вблизи объектов. Так, например, военнопленный Родионов А.М. умер, находясь в составе одной из рабочих команд лагеря Офлаг-52, и похоронен в окрестностях Эбенроде – на приходском кладбище в Халденау (Gemeindefriedhof, Haldenau) в могиле для военнопленных № 1 (см. печать на свидетельстве о смерти):

 

В статье «Как чиновники концлагерь потеряли» господин Бирюков приводит список из 59 военнопленных, захороненных, по его мнению, в поселке Пригородном. Однако, по крайней мере, 19 человек из указанного списка, т.е. как минимум каждый третий, похоронены в совершенно других местах или вообще остались живы, чему есть документальные подтверждения. А именно:


  • младший лейтенант Бухаров Константин Захарович, попал в плен 13.08.1941, дважды пытался бежать, последний раз при перемещении из Шталаг I B в Шталаг VII A, увековечен на мемориале в Нестерове как убитый 27.08.1944 при попытке бегства из лагеря, освобожден из плена войсками 4-й гв. армии в Австрии;

  • военврач 2 ранга Васильев Василий Николаевич, попал в плен 12.10.1941, до 06.06.1942 являлся заключенным лагеря Офлаг-52, предположительно погиб в плену в период с 06.06.1942 до 1945 года, факт гибели и место захоронения не установлены;

  • лейтенант Вовнянко Андрей Пантелеевич, попал в плен 24.07.1941 в районе Невель, находился в заключении в лагерях Офлаг 52, Шталаг 1 В, Шталаг 1 F, умер предположительно в лагере Шталаг 344 в Ламсдорф (ныне Ламбиновице, Опольское воеводство, Польша);

  • красноармеец Гайнулин Мургали Деулятович, попал в плен 26.07.1941 в районе Великие Луки, умер в лагере Шталаг 1 D в Хайдекруг (ныне Шилуте, Литва);

  • младший лейтенант Григорьев Николай Иванович, попал в плен 23.07.1941 в районе Невель, содержался в лагерях Офлаг-52 и Шталаг I B, 14.10.1943 бежал, был пойман 07.12.1943 и помещен в концлагерь Заксенхаузен, предположительно погиб в плену после 04.01.1944 на территории Германии;

  • младший лейтенант Гурев Александр Владимирович, попал в плен 22.07.1941 в районе Галов, предположительно погиб в плену не ранее 22.04.1943, находясь в лагере для военнопленных Шталаг 1 В в Хохенштайн (ныне Ольштынек, Польша);

  • лейтенант Гуторов Владимир Петрович, попал в плен 22.07.1941, содержался последовательно в лагерях Офлаг-52, Шталаг I B, Шталаг III C, Шталаг II IB, 20.10.1943 бежал, пойман 20.12.1943 и направлен в концлагерь Заксенхаузен, предположительно погиб в плену после 14.01.1944;

  • военврач 3 ранга Демин Николай Матвеевич, попал в плен 14.09.1941, с 26.03.1943 находился в лагере Шталаг 1 F, освобожден из плена не ранее конца 1944 года;

  • военврач 3 ранга Дроздов Петр Абрамович, с 24.03.1943 находился в лагере Шталаг 1 В, остался жив;

  • лейтенант Запорожец Андрей Порфирьевич, попал в плен 29.06.1941 в районе Либавы, предположительно погиб в плену после 25.11.1942, находясь в лагере для военнопленных Офлаг-53 в Погеген, данные о факте и месте гибели отсутствуют;

  • лейтенант Ипатов Александр Ильич, попал в плен 18.07.1941, содержался последовательно в лагерях Офлаг-52, Шталаг I D, Офлаг XIII  B, Шталаг XIII A (Бавария), неоднократно бежал. 12.05.1944 доставлен как сбежавший из плена в Шталаг 344 в Ламсдорф (Ламбиновице, Опольское воеводство, Польша), предположительно погиб в плену после 12.05.1944, данных о факте и месте гибели не обнаружено;

  • красноармеец Искандаров Абдулла (Абдула) Искандерович (Искандарович), попал в плен 26.07.1941 в районе Каунас, умер в лагере Шталаг I D в Хайдекруг (ныне Шилуте, Литва);

  • красноармеец Поленицин (Пеленицин) Николай Федорович, попал в плен 28.06.1941 в районе Мариямполе, умер в лазарете лагеря Шталаг I D в Хайдекруг (ныне Шилуте, Литва);

  • красноармеец Паученко (Пученко) Василий Павлович, попал в плен 12.05.1942, умер в лазарете лагеря для военнопленных Шталаг I B (ныне Ольштынек, Польша);

  • красноармеец Ситницкий (Сытницкий) Леонид Алексеевич, попал в плен 25.08.1941 в районе Великие Луки, умер в Шталаг 326 в Зенне/Форелькруг (Senne/Forellkrug) (ныне Шлосс Хольте - Штукенброк (Holte-Stukenbrock), Северный Рейн-Вестфалия, Германия), похоронен в Форелькруг, могила № 1222;

  • красноармеец Басов Василий Федорович, попал в плен 14.08.1941 в районе Новгорода, содержался в лагерях Офлаг-52, Шталаг I A, погиб при авиационном налете в лагере для военнопленных Шталаг VI A в Дуйсбурге, Германия;

  • красноармеец Альменов (Алменов) Ассилхан Альменович, попал в плен 22.06.1941, умер в лагере Шталаг-324 в районе Острув-Мазовецки, Польша;

  • красноармеец Курмамбеков Местассан Курмамбекович, попал в плен 25.07.1941 в районе Мариямполе, умер в лагере Шталаг I D в Нойштадт-Ширвиндт (ныне Кудиркос Науместис, Литва);

  • солдат Кочерга Василий Романович, попал в плен 26.06.1941 в районе Каунаса, умер в лагере Шталаг VI A в Хемер, Северный Рейн-Вестфалия, Германия, похоронен на кладбище для военнопленных в Хемер.

 

Таким образом, со стороны господина Бирюкова прослеживается либо крайняя небрежность при изучении архивных документов, либо преднамеренная фальсификация фактов при попытке доказать представителям власти, общественности и читателям наличие массовых захоронений советских военнопленных в поселке Пригородном. Беспристрастный анализ документов дает основания полагать, что массовых захоронений советских военнопленных, а именно тысяч погибших, в окрестностях Эбенроде не было.


Но документы документами, а как же быть с неопровержимыми свидетельствами лиц, заслуживающих, по мнению господина Бирюкова, безусловного доверия?

 

О свидетельстве немецкого обер-ефрейтора уже упоминалось выше. С арифметикой там не очень, но, по логике автора статьи, немецкий обер-ефрейтор – лицо, априори осведомленное и заслуживающее всяческого доверия, в отличие от представителей своего родного правительства, поискового отряда или общественной организации, к которым у господина Бирюкова доверия нет.

 

Господин Бирюков цитирует слова Михайло Семеновича Бохна, который в 2005 году проживал в Тернопольской области на Украине и рассказал, что он (Бохна) в возрасте 22 лет в 1941 году являлся военнопленным лагеря Офлаг-52 в районе Эбенроде, из которого «каждую ночь вывозили 600-700 мёртвых».

 

По неизвестной причине в своей статье господин Бирюков упомянул только часть письма, а про другую, повествующую об активном сотрудничестве ценного свидетеля с нацистами, умолчал. Но странно другое. Данные о награждении Бохна М.С. как ветерана Великой Отечественной войны орденом Отечественной войны в честь 40-летия Победы на сайте «Подвиг Народа» отсутствуют. Данные о военнопленном Бохна М.С. в самой полной на сегодняшний день базе данных советских военнопленных на сайте отсутствуют. Данные о военнопленном Бохна М.С. на сайте «ОБД Мемориал» также не обнаружены. И это не о каком-то безвестно сгинувшем воине, а об оставшемся в живых!

 

По словам свидетеля Бохна М.С., в 1941 году он находился три месяца в лагере Офлаг-52, где ему был присвоен лагерный номер 8618. Однако, согласно имеющимся документам, в сентябре-октябре 1941 года в Офлаг-52 военнопленным присваивались номера в промежутке от 1400 до 1600.


Есть данные на сотрудничавшего с врагом Бохна Миколу 08.02.1923 г.р., уроженца Дрогобычской области Украины, но идентифицировать его с Бохна М.С. в настоящее время не представляется возможным.


Возникает закономерный вопрос: а существовал ли на самом деле свидетель Бохна М.С. – советский военнопленный, а если существовал – не является ли его рассказ мистификацией?


Рассказ свидетеля Анисимова Никиты Федоровича (который приводит в своей статье г-н Бирюков) о его пребывании в лагере Эбенроде в Восточной Пруссии, скорее всего, также является чьим-то художественным вымыслом.


Согласно документам Анисимов Н.Ф. попал в плен 05.10.1941, затем был доставлен в сборный лагерь в Эбенроде, а уже 10.11.1941 направлен в Шталаг III В, в котором умер 14.12.1941.


Как даже чисто теоретически могли сохраниться его свидетельства пребывания в лагере?

 

Документально установить место расположения лагерного кладбища в в Шютценорт до настоящего времени не удалось. Господин Бирюков в своей статье утверждает: «Территория же лагеря «Офлаг-52» («Шталаг-I-D») известна. Место захоронения погибших в лагере тоже кое-кому известно», но почему-то который год ждет поисковиков. Согласитесь, странная позиция: знаю, но никому ничего не скажу. Зачем человеку, стремящемуся как можно быстрее установить памятник жертвам нацизма, скрывать известное «кое-кому» место захоронения этих самых жертв?

 

Если откинуть домыслы, предположения, невольные или преднамеренные ошибки, нелогичные умозаключения и художественный вымысел, а опираться только на факты и документы, то можно констатировать следующее. В годы Великой Отечественной войны в районе населенного пункта Шютценорт действовали лагеря для военнопленных. На сегодняшний день документально установлены персональные данные 12 советских военнопленных, похороненных на кладбище военнопленных в районе Шютценорт. Кроме того, выявлены фамилии еще около 200 советских военнопленных, погибших в окрестностях Эбенроде. Есть основания полагать, что некоторая часть из них также могла быть захоронена на лагерном кладбище в Шютценорт. Информация о массовых захоронениях военнопленных (в количестве нескольких тысяч) в районе современного поселка Пригородного ни документально, ни нахождением костных останков на сегодняшний день не подтверждена.

 

Сведения о якобы «кое-кому известном» месте массового захоронения советских военнопленных господин Бирюков в статье не сообщает, а вот информацией об организациях Третьего рейха и биографических подробностях «ближайших соратников Гитлера» делится охотно, демонстрируя глубокое знание предмета. Ведь повод нашелся крайне удачный.

 

На страницах сайта prussia39.ru описаны более 2 тыс. различных объектов, расположенных на территории Калининградской области, около 200 тыс. страниц посвящено увековечению памяти советских воинов, погибших при защите Отечества. Однако господина Бирюкова из всего этого информационного многообразия заинтересовала всего одна коротенькая заметка. Цитируем целиком и дословно: «Памятник государственному трудовому лагерю, работавшему в Мелькемене в 1934-1936 годах. На июль 2012 года памятник находился в аварийном состоянии: в результате шквального ветра и ливня обелиск опрокинулся, обелиск и постамент частично раскололись. На конец 2012 года памятник отремонтирован, постамент укреплен». Заметка снабжена семью фотографиями валуна с плохо читаемыми надписью и изображением. На основании этих строк господин Бирюков ни много, ни мало обвинил автора сайта в популяризации и пропаганде нацистского наследия и «разгуле национал-социалистической монументальной пропаганды»!

 

Уж если эти несколько строк считать пропагандой и разгулом, встать на позицию автора обвинений и не понимать значение терминов «пропаганда» и «разгул», то как назвать пространную политинформацию самого господина Бирюкова? Вывод напрашивается только один. Человек искал малейший повод, чтобы бросить тень на другого человека, поставить под сомнение его репутацию, а одновременно – поделиться с читателями своими глубокими познаниями о нацистских организациях и приспешниках Гитлера.

 

Есть в статье и другие утверждения, не соответствующие действительности (а это нарушение Закона РФ «О средствах массовой информации»). Например: «Мы же знаем, что с некоторого времени установка любого памятника … должна производиться только по разрешению Совета по культуре при губернаторе». Господин Бирюков не имеет ни малейшего представления о полномочиях упомянутого Совета, но утверждает, что знает? Или все прекрасно знает, но преднамеренно вводит читателей в заблуждение? Согласно положению, Совет – совещательный орган, правами принятия решения об установке чего-либо не наделен.

 

В завершении хочется сказать следующее. На территории Калининградской области существуют тысячи первичных захоронений советских военнослужащих, задокументированных в годы Великой Отечественной войны, но ныне забытых. Многие из них требуют проверки на предмет наличия в них останков. Память десятков тысяч погибших защитников Отечества до настоящего времени не увековечена. Тысячи погибших военнослужащих увековечены с существенными ошибками.

 

Работа по увековечению памяти погибших защитников Отечества необходима. Но вестись она должна вдумчиво, на основе анализа всех имеющихся документов и находок поисковиков. Без тиражирования допущенных ранее ошибок и, по возможности, без совершения новых. Даже благая и святая цель не оправдывает любые средства, такие как подтасовку или игнорирование фактов и документов, клевету и очернительство.

 

Память каждого погибшего защитника Отечества должна быть увековечена. Но установка памятников несуществующим жертвам, преднамеренное завышение потерь РККА и тем самым умаление подвига советских солдат и возвеличивание противника никак не способствуют заявленной цели.


* Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи


 

About author

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Темы

О проекте

Избранные ссылки

Обартная связь

Напишите нам
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…