Нужно ли присваивать аэропорту "Храброво" чьё-то имя?

В России срочно решили изменить названия аэропортов. Ни много ни мало за два месяца 45 воздушных гаваней страны получат к своим названиям приписки - имена великих соотечественников.

Идея свалилась на нас внезапно, словно снежный ком. 4 октября во время заседания в Общественной палате России министр культуры Владимир Мединский посетовал, что не может вспомнить название аэропортов Перми и Екатеринбурга. «Никто не может вспомнить, как сейчас называются аэропорты в Перми и Екатеринбурге», заявил министр, не уточнив, кто, кроме него самого входит в число этих таинственных «никто».  Забывчивость министру не смогли простить уральцы. Они встали на защиту своих аэропортов, предложив переименовать должность самого Мединского.

Итак, о самой инициативе. В нашей стране запустили проект, посвященный присвоению международным российским аэропортам имен выдающихся соотечественников. Надо понимать, что это не переименование, а доименование. Иными словами, привычное нашему слуху название останется, к нему просто добавят приписку «имени того-то». Поэтому бить панику рано, у калининградского аэропорта (который вошел в список «сорока пяти») название «Храброво» отнимать не собираются.  Инициаторы ссылаются на европейский опыт. К примеру, международный аэропорт Парижа носит имя Шарля де Голля, варшавский имя Фредерика Шопена, в мировом опыте это распространенная практика: более 200 аэропортов носят имена выдающихся деятелей своей страны. Россия, кстати, не исключение: в Ростове-на-Дону есть «Платов» — в честь атамана Платова, в Саратове — аэропорт в честь Гагарина. Всего таких аэропортов — семь, например, «Международный аэропорт имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана» в Махачкале. Привязка идет к крупному городу, а не к поселку — месту расположения воздушной гавани. В нашем же случае (для наглядного примера) это будет звучать так — Аэропорт «Храброво имени Иванова».

Решение не менять старое название, а добавить имя того или иного деятеля принято, чтобы обойти всю юридическую волокиту. Надо отдать должное — ход грамотный. Если бы аэропорты предложили все-таки переименовывать, то возмущенные массы решение бы не поддержали. Но у нас привычное название отнимать не собираются, а просто дополняют тем именем, которое мы же и выберем путем голосования.

Поиском своих “Шопенов” и “Шарль де Голлей” в Калининграде уже занялись. На площадке региональной Общественной палаты 15 октября прошло первое обсуждение возможных имен для “Храброво”. По условиям инициативы, приоритетный критерий при выборе имени для аэропорта – “историческая связь с территорией”, на которой он расположен. У Калининградской области, которая вошла в состав нашей страны 73 года назад, с этим, как выяснилось, оказались проблемы. Несмотря на то, что история нашего региона во времена существования Восточной Пруссии тесно пересекалась с историей России в разные периоды, имен, которые на слуху, не так уж и много. Каких-либо вариантов от историков для людей непогруженных — не прозвучало. Общественники в процессе обсуждения озвучили некоторые возможные варианты. Вспомнили про императрицу Елизавету Петровну, в годы правления которой Восточная Пруссия с Кенигсбергом на протяжении 4 лет была российской губернией...

 

“Именно во времена царицы Елизаветы эта территория была губернией Российской Империи. Как он [аэропорт — прим.ред.] будет называться — «Царьград» или «царицы Елизаветы»... Я бы точно остановился на этом имени, потому что это была бы очень достойная фигура. Она могла бы аккумулировать вокруг себя все мирные дела, которые здесь происходили. Когда шла Семилетняя война, здесь жили наши гвардейцы, офицеры, казаки. Здесь действовала Русская Православная церковь. Этот период истории стоило бы очень серьезно изучить”.

 

Прозвучало имя Петра I, которое, как посчитали общественники, Калининграду не достанется - его “застолбит” за собой Санкт-Петербург. Общественники предложили свой список предпочтений. Кроме императорских особ в нем оказались имена: реформатора Петра Столыпина, поэта Николая Гумилева, воевавшего в Восточной Пруссии в годы Первой мировой, писателя Александра Солженицына, сражавшегося во времена Великой Отечественной, полководца Михаила Барклая-де-Толли, чье сердце похоронено под Калининградом. Звучало и имя Алексея Леонова, ранее предложенное гендиректором “Храброво” Александром Корытным. Однако в честь героя-космонавта уже назван другой аэропорт – в Кемерово. «Мало ли что они там решили!», - возмущались общественники. Но “забрать обратно” это имя аэропорт Калининграда не сможет – кузбасский аэропорт был переименован в 2012 году. На данный момент, к слову, лидируют в региональном рейтинге имена: маршала авиации, первого трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина и немецкого философа Иммануила Канта.

Ну и, конечно же, Кант…  “Я считаю, что это очень патриотично”, -  озвучил свое предложение Соломон Гинзбург. Пыл Гинзбурга осадил председатель Совета ветеранов Юрий Быченков: «Мы должны исходить из того, что проект называется «Великие имена России», и преклоняться перед теми, кто жил до нас на этой земле, это не наша задача. Наша задача — увековечить имена великих людей России». Давно почившего немецкого философа, который все, что по сути сделал для нашей страны, так это принял российское подданство в период Семилетней войны на несколько лет, в Калининграде пытаются “прописать” везде: в наименованиях винно-водочных магазинов, университета, на сувенирах, теперь на очереди и аэропорт. Это характерная черта современной калининградской туристической политики – если декорации, то безусловно Кант и «кантопоклонничество».

Последние несколько дней Общественная палата была на гастролях, посещая площадки в муниципалитетах и собирая имена кандидатов для присвоения имени. Варианты, которые так же были озвучены: маршал Василевский, космонавт Романенко, генерал Черняховский. До 21 октября будут собраны предложения от всех муниципалитетов. Тогда будут составлены лонг-листы, в которые войдут десять наиболее популярных среди проголосовавших имён.

Реакция россиян на этот проект неоднозначна. В каждом из регионов-участников запущены свои интернет-голосования, и в большинстве случаев лидирует вариант «оставить все как есть». Пользователи соцсетей оставляют комментарии, в которых выражают негодование по поводу бессмысленной траты денег: «Оставить как есть, а не заниматься ерундой», «Уже не знают, куда деньги потратить! Лучше билеты на самолет дешевле сделать».

Большинство жителей Магаданской области выступили против добавления нового имени к Магаданскому аэропорту "Сокол". Только в опросе на сайте Одноклассники, который устроил блогер Антон Афанасьев, "нет" сказали более 7,4 тысяч человек. За доназвание выступили всего 157 опрошенных. Калининград не остался в стороне: в социальных сетях недоумевают, зачем обсуждается вопрос переименования аэропорта “Храброво”: “Кто-то придумал, что стоит добавить приставку “имени кого-то там”, “Чем бы правительство ни тешилось, лишь бы не плакало. Патриотизм-отвлечение людей от очередной реформы? Пусть молодые люди займутся выборами имени аэропорта, а то заладили про пенсионную реформу да про повышение платы за услуги ЖКХ?». Высмеял проект и глава Янтарного Алексей Заливатский, объявив конкурс на имя соотечественника для общественной бани, «предпочтительно любителя пара и веника».

Корреспонденты радио «Русский край» обратились к нескольким депутатам Калининградской областной Думы с вопросом, а какой  вариант добавочного имени для «Храброво» предложили бы они…

 

Александр Мусевич: «Вы знаете [смеется], мне, в самом деле, нравится аэропорт “Храброво”. В любом смысле и значении: и как привязанность к населенному пункту, в котором он расположен, и в значении русского слова «храбрый» - о храбрости тех людей, что отвоёвывали эту землю. Но, если уж необходимо какое-то персонифицированное имя, то мне больше всего нравится имя нашего калининградского фантаста-мечтателя, человека, который жил в грезах и мечтах о будущем — это наш писатель [Сергей] Снегов».

 

Лариса Швалкене: «Я бы оставила как есть. Все привыкли к этому названию. Хотя с другой стороны говорят, что это ворота нашего края и они ни должны ассоциироваться с чем-то. Надо подумать. Как-то вы с ходу подошли ко мне, я даже не думала [смеется]».

 

Евгений Мишин: «”Храброво”! Я писал в соцсетях, что это абсолютная... Понятно, что инициатива не идет от субъекта — она федеральная. Тем не менее я считаю, никаких мыслей не должно быть о переименовании. Даже если оставить название, но сделать «имени кого-то». Логика должна быть: как он может быть «Храброво имени…»?! Только в каком-то исключительном случае, может быть имени Покрышкина. Он был летчиком, это сочетаемо с аэропортом. Я считаю, что это просто отвлечение внимания от общей обстановки. Сейчас рассматривают бюджет на ближайший период. Аэропорт “Храброво” — гордость. Мы [региональное отделение фракции ЛДПР – прим.ред.] против всяческого переименования или доименования».

 

Александр Никулин: «Названия, которые звучат - нормальные. Но я не понимаю, зачем это нужно?! «Аэропорт Храброво» — исторически хорошее название. Не думаю, что кто-то будет называть его «Аэропорт Храброво имени Иммануила Канта». Такая инициатива есть. Пусть она будет. Наверное, это по аналогии с «Шопеном» в Варшаве [смеется], но там он и называется - «Аэропорт имени Шопена», а у нас - «Храброво». Как-то это не очень логично звучит».

 

А вот мнение калининградцев, которым корреспондент радио «Русский край» задал вопрос о доименовании “Храброво”.

 

Анатолий Мамченков: «Можно, конечно, привязать название “Храброво” к имени героя Советского союза или героя России. Но я вообще категорически против переименования. Зачем это делать? Назовите библиотеку, в конце концов, именем Ельцина Бориса Николаевича — ЕБН сокращённо. Пароход назовите... Пожалуйста, именем Кеннеди можно назвать — “Храброво имени Кеннеди”. Ну, пускай, - смешно будет. А вообще-то, кому это мешает? Делать нечего, вот они и думают, как переименовать. “Храброво” — прекрасное название. Я считаю, что смысла нет переименовывать».

 

Никита Солнцев: «Я думаю, всё-таки это нужно. Это заставит людей помнить о героях, о знаменитых людях. Например, в честь Канта. У нас есть институт имени Канта, и пусть будет аэропорт имени Канта тоже».

 

Галина Марченко: «Мне не нравится, как будет звучать: “Аэропорт Храброво имени того-то”. Пусть или “Аэропорт Храброво”, или “Аэропорт того-то”. А так неплохо [назвать] именем какого-то калининградского героя. Любой герой, защищающий Калининград или бравший штурмом город Кёнигсберг, будет достоин. А если это будет герой-лётчик, то ещё лучше».

 

К чему такая спешка? Удивляет сам темп операции по присвоению имён: с 11 по 21 октября регионы должны внести свои предложения, 22−28 октября будут составлены списки для голосования в обширном варианте, со 2 октября по 7 ноября часть кандидатов вычеркнут по принципу меньшинства. Финальное голосование пройдет с 8 по 30 ноября. А уже 5 декабря объявят победителя. Получается лихо: всего ровно за два месяца, с того момента, когда Мединский не смог вспомнить названия пермского и екатеринбургского аэропортов, в 45 регионах поменяют давно привычные слуху названия. Но, пожалуй, главный вопрос: зачем?

В положении о конкурсе сами инициаторы, а это Российское военно-историческое общество, Российское географическое общество и Общество русской словесности, совсем не озаботились обоснованием своей идеи. То ли действительно министру в голову пришло, то ли кому-то еще, но объяснить, зачем она нужна, её авторы не удосужились. Лень им видно писать, что хиреют у нас международные аэропорты. Люди не находят себе места от отсутствия имён великих соотечественников, и это надо кровь из носу сделать и заставить всю страну над этим думать. Просто спустили сверху. И теперь организацией конкурса занимаются Общественная палата России и, соответственно, Общественные палаты в субъектах страны.

К слову, заверения инициаторов, что хлопот доименование не принесет, не совсем верны. Действительно, с точки зрения юридических документов ничего толком не изменится. Но это не касается финансовой стороны, и это самая крупная статья расходов — визуализация аэропортов. По замыслу инициаторов, фасады аэропортов и их внутренний дизайн будут оформлены с отсылкой к выбранному историческому персонажу. Для выбора дизайнерского оформления будет проведено очередное голосование, в котором примут участие художники и архитекторы того региона, где расположен аэропорт. А вот финансовая сторона проекта ляжет на плечи аэропортов, которые не против этой операции. Но мы ведь все понимаем правило бизнеса: главное прибыль, а не сам процесс, каким бы он ни был. Поэтому, если аэропорт что-то потратит, он обязательно это и компенсирует. Помимо этого, сам конкурс — это тоже деньги, создан сайт, работают люди и тратят своё время, мало того в этот процесс планируется вовлечь граждан. Уж, действительно, не для того ли, чтобы нас от чего-то отвлечь?

Можно ли отказаться от доименования? Ответ на этот вопрос мы искали, но тщетно. В положении об этом ничего не сказано. Председатель Общественной палаты Калининградской области Ольга Аринцева для радио «Русский край» оказалась недоступна. Увы, но наши слушатели в очередной раз не смогут услышать мнение человека, который возглавляет организацию, формирующую голос масс нашего региона. Телефон Юрия Быченкова - инициатора проекта в нашем регионе, не отвечал в течение всего дня. Это говорит о прозрачности конкурса. Но, как ни странно, на вопрос можно ли оставить «все как есть» нам ответили в другом регионе — в Пермском крае. В Общественной палате и Правительстве области рассказали — можно! Тот самый аэропорт, имя которого было сложно вспомнить Мединскому, с которого все и началось, оставит свое прежнее название - «Большое Савино». Так решил губернатор Пермского края Максим Решетников: «Пермяки уже голосовали через портал «Управляем вместе», через СМИ и соцсети. На голосование тогда были предложены, в том числе, и имена наших известных земляков: Соловьев, Дягилев. Но в итоге из более чем 12 тысяч голосов, 44% из них пермяки отдали за традиционное название «Большое Савино». Проведенная нами социология этот выбор подтвердила».

Исторически так сложилось, что в России совсем иная, отличная от международной, практика наименования аэропортов. Их называют в привязке к населенным пунктам, рядом с которыми они находятся. Кто-то решил, что такая практика плохая, но ведь это на самом деле не так. В этом есть наша самобытность, зачем нам от неё отказываться? Да и вариант, который нам предлагается, на русском языке звучит по меньшей мере странно. Зачем мы в который раз без оглядки и раздумий принимаем иностранный подход к наименованиям?

Выбрать имя, с которым будет жить аэропорт «Храброво» можно позвонив в приёмную по номеру 91-92-09, или лично придя в Общественную палату (Советский проспект, д.13, кабинет 114) в будни с 9:00 до 18:00. Сбор предложений продлится в Калининграде до 21 октября. После этого сформированный список с возможными вариантами появится на специальном сайте «Великиеимена.рф».

Жаль, что на нём не появится вариант «Оставить как есть». Ведь само отсутствие такого варианта говорит о безальтернативности спущенной сверху инициативы.

Во всей этой истории печально еще то, что выполнять эту инициативу поручили тем, кто должен продвигать инициативы не сверху, а снизу — Общественным палатам. О каком общественном согласии можно говорить, если столько в этом конкурсе перевернуто сверх на голову?

 

Екатерина Тихомирова

Last modified on Вторник, 30 октября 2018 17:49

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…