О буклете Таривердиевой
И. А. Одинцов: "Несколько дней назад мне попал в руки буклет «10 лет Большому органу Кафедрального собора», выпущенный под руководством Таривердиевой. С первой страницы текст производит неизгладимое впечатление наглостью и некомпетентностью. Наглость проявилась в редкостном неуважении к губернатору Алиханову, которому подсунули подписать вступительное слово о славе Большого органа в тот момент, когда усилиями бывших милиционеров, самой Таривердиевой орган доведен до такого состояния, что выключается даже во время концертов".

Несколько дней назад мне попал в руки буклет «10 лет Большому органу Кафедрального собора», выпущенный под руководством Таривердиевой. С первой страницы текст производит неизгладимое впечатление наглостью и некомпетентностью.


Наглость проявилась в редкостном неуважении к губернатору Алиханову, которому подсунули подписать вступительное слово о славе Большого органа в тот момент, когда усилиями бывших милиционеров, самой Таривердиевой орган доведен до такого состояния, что выключается даже во время концертов. Дать на подпись вступительное слово к тексту, дикость которого я хочу прокомментировать, это, значит намеренное стремление скомпрометировать молодого губернатора, который совершенно не знает историю Собора и органного комплекса, что неудивительно, ведь когда я с соратниками начал восстанавливать Собор, Антону Андреевичу было всего шесть лет.

 

 

То, что в буклете отвечает истине, написано давным-давно и не теми, кто писал текст для Таривердиевой.

 

История Кенигсбергского собора тщательно переписана из моей книги, в издании которой Таривердиева упрекает меня в своем доносе в полицию. О фирме, построившей органный комплекс, приведён текст, написанный Артёмом Хачатуровым, который участвовал в процессе монтажа Большого органа. Этот текст был размещён на стендах в Соборе, посвящённых созданию органного комплекса. Не знаю, оставили ли эти стенды в зале, но материалами пользоваться не стесняются.   А далее начинаются несуразицы, повторять которые совсем не хочется. Читатели сами, если захотят, могут сравнить буклет и историю, которые, в общем-то, калининградцы хорошо знают.

 

В общем-то всем известно, что в 1992 году начались реставрационные работы по инициативе В. В. Денисова, состоявшего тогда советником по сохранению памятников при губернаторе Ю.С. Маточкине, по решению губернатора и благословению митрополита Кирилла, которые поручили мне восстановление Кафедрального собора. Никакого Безрукова при этом не было, что мог для реставрационной работы сделать человек, писавший бумажки для начальника управления культуры, которым тогда был Гречко.

 

В стране тогда было сложное финансовое положение, поэтому бюджетных денег не было вовсе, и никакие немцы в реставрации деньгами не участвовали. Помощь германской стороны заключалась в том, что с нами как консультанты работали крупные специалисты – профессор Гернер и фрау Рюбезам, известный архитектор. Они представляли Центр реставрации и ухода за памятниками архитектуры (г. Фулда). О нашей совместной работе имеется книга двух авторов – М. Гернера и И. Одинцова, выпущенная на русском и немецком языке в  Фулде в 1998 году.

 

В буклете говорится о том, что «с началом новой истории Собора был установлен электронный орган». Это тоже чушь. Никакой орган в большом зале Собора как концертный не устанавливался. Н. Эллерт подарил электронный орган фирмы «Висконти», который поставили в Валленродтской библиотеке как учебный. Дело в том, что, восстанавливая Собор, я верил в то, что и орган в Большом зале установим, а потому обратился к директору музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича Марине Рашидовне Струченковой с предложением начать подготовку органистов. Она откликнулась, так у нас появились дети, которых начал обучать игре на органе в Валленродтской библиотеке В. Л. Васильев. Из этих детей выросли музыканты, которые работают как органисты в разных местах: Н.Богдановский, А. Сташенко, Д. Маханьков. К сожалению в настоящее время по решению нового руководства области школа юных органистов закрыта.

 

В 2005 году в Кафедральном соборе на концерте выдающегося дирижёра современности В. Гергиева присутствовал Президент России Владимир Владимирович Путин. После концерта я показал ему собор, рассказал историю этого памятника архитектуры и обратился к нему с просьбой: способствовать тому, чтобы под готическими сводами снова зазвучал орган. Президент согласился, что реставрация собора без органа не является завершённой, и в дальнейшем распорядился выделить четыре миллиона евро на строительство органа.

 

Следующий этап был связан с выбором органостроительной фирмы и с проектированием органа. В этом выдающуюся роль сыграли Наталья Владимировна Малина, лучший органный мастер –эксперт России, хранитель органа Большого зала Московской консерватории, пользующаяся огромным авторитетом среди органных мастеров и органистов Европы, и крупнейший российский органист, ректор Казанской консерватории, народный артист России Рубин Кабирович Абдуллин. Была выбрана органостроительная фирма из Германии «Александр Шуке», существующая с 1820 года. В отличие от многих европейских фирм, которые только собирают органы из готовых труб, фирма «Александр Шуке» сама изготавливает трубы, при этом сотрудничает с рядом научных институтов и лабораторий, добиваясь высочайшего качества используемых металлов и их сплавов, а для создания деревянных труб тщательно отбирая и с исключительной заботой подготавливая необходимые материалы.

 

Именно эта всемирно известная фирма должна была бы о осуществлять при необходимости контроль за состоянием органного комплекса, его дополнение новыми изобретениями в области органной техники, в общем, реализовывать то, что называется технической поддержкой. Однако, начиная с 2016 года, когда был уволен хорошо подготовленный сертифицированный самой фирмой «Александр Шуке» специалист,    профессор Кузнецова насколько мне известно, обращалась с настоятельной просьбой пригласить специалистов этой фирмы для проверки  органов к руководству правительства области, к руководителю Агентства по имуществу (органный комплекс – федеральная собственность, так же, как и Собор). Однако Таривердиева громко протестовала, обвиняла фирму во всех грехах, говорила о банкротстве фирмы и заявляла, что только через её труп Шуке приедет в Калининград. Об этом она заявляла в интервью СМИ нашей области. Нетрудно найти и прочитать все гадости, которые она говорила в адрес фирмы «Александр Шуке». Такое отношение к уникальным инструментам дорого обошлось: органы в столь печальном состоянии, что не надо быть музыкантом, чтобы слышать, насколько плохо они звучат. Думаю, что Таривердиева и ее команда должны лично оплатить реставрацию органного комплекса.

 

Но продолжу об истории органного комплекса.  

 

В результате работы российских и немецких учёных-акустиков был сформирован план работы по созданию уникальной соборной акустики, который был успешно реализован. Замечу, что при реставрации Кафедрального собора мы нашли и аккуратно вычистили замурованные в восточную стену кувшины-голосники, которые с 14 века обеспечивали правильное звучание музыки в соборе. Теперь к этому добавились стеклянные входные двери, привезённый из Италии камень для пола, экран, отделяющий Большой зал от заалтарного пространства. Но самое главное, расчёты учёных показали, какой объём звучания должен быть в этом зале. В результате владелец и главный мастер фирмы «Александр Шуке» Маттиас Шуке, Н. В. Малина, Р. К. Абдуллин и я пришли к идее о создании в Кафедральном соборе органного комплекса, состоящего из двух органов: Большого органа с 90 регистрами и Малого органа с 32 регистрами. Они связаны специальным кабелем (но не оптико-волоконным, как говорится в буклете) и представляют собой фактически один инструмент. Можно играть на любом из них, при этом использовать возможности обоих. А для того, чтобы играли музыканты одновременно на этих двух органах, между инструментами установлена телевизионная связь, позволяющая органистам видеть друг друга. Такого органного комплекса в нашей стране нет, да и за рубежом, насколько мне известно, тоже.

 

Было решено, что Большой орган, расположенный над входом в собор на балконе площадью 200 кв. метров, будет иметь внешний вид того барочного органа, который с 1721 года стоял на этом месте до августа 1944 года, когда вместе с собором сгорел в результате налёта английской авиации. Сложнейшую резьбу по дереву для фасада органа выполнили мастера мебельной фирмы «Максик», хорошо известной в нашей стране и за рубежом своей эксклюзивной продукцией. Владелец этой фирмы Макс Ибрагимов, человек творческий и энергичный, выезжал в Польшу, в те регионы, которые тоже принадлежали прежде Восточной Пруссии, где сохранились несколько органов эпохи барокко, чтобы проникнуться духом эпохи, увидеть выражение лиц ангелов, украшающих фасады органов. В результате Большой орган Кафедрального собора обрёл неповторимый облик. Это единственный орган в нашей стране имеющий барочный фасад.

 

Не все знают, что внешний облик Большого органа всё же отличается от того, что был до войны. В центре старого органа была фигура дирижёра, а мы решили, что будет статуя девы Марии, покровительницы России. Венчал орган немецкий орёл, которому на российском органе было не место. Двуглавый орёл тоже не подходил, после долгих раздумий было принято решение, что там будет птица Феникс. И ещё одно отличие: внизу был герб Кёнигсберга. Меня это весьма смущало, и вдруг в книге я увидел печать Василия Ивановича Суворова в бытность его губернатором Восточной Пруссии как российской провинции. Вот изображение этой печати, где российский двуглавый орёл держит в лапах герб Кёнигсберга, теперь украшает орган.

 

Не только фирма «Максик» из калининградских предприятий приняла участие в строительстве органа. Известная многими прекрасными работами «Кузница на Печатной» изготовила каркас органа в несколько тонн весом. Это была сложная работа, необходимо было до миллиметров выдержать все размеры, чтобы затем разместить трубы органа, электрическую и электронную части. Трубы имеют размеры от 11 миллиметров до 10,5 метров. В Большом органе 6301 труба, а в Малом – 2324.  

 

В сентябре 2007 года зазвучал Малый орган, а работы над созданием Большого органа ещё продолжались: устанавливались трубы, шла   интонировка их. Кстати, никто не снимал трубы и не дырявил их, и определение интонировки совершенно неверное в буклете. По ночам мастера не работали, уступая место польским реставраторам, которые восстанавливали надгробие Радзивиллов. Реставраторы производили изрядный шум, поэтому, чтобы не мешать органным мастерам, работали по ночам.   

 

Что касается климат-контроля, то его, сделали российские электронщики, с которыми я строил соответствующие ракетные объекты, в других органах такой системы нет. 

 

Естественно, что надо было выбрать органиста для собора. Наталья Владимировна Малина посоветовала послушать выпускника Московской консерватории Артёма Хачатурова, который к тому времени был уже и лауреатом международного конкурса как пианист, и проявил себя как вдумчивый и виртуозный органист. Мы пригласили его дать концерт на Малом органе. А. Хачатуров произвёл самое хорошее впечатление и был приглашён на работу. Но перед ним была поставлена задача: получить квалификацию органного мастера. Артём со всей ответственностью подошёл к этому делу. Буквально с раннего утра и до позднего вечера учился и работал с мастерами фирмы Шуке. Его отличное знание немецкого языка в значительной степени способствовало успеху обучения. В результате обучения он успешно сдал сложный экзамен и получил сертификат органного мастера, признаваемый в Европе.

 

Наконец, органный комплекс был построен, и состоялось его торжественное открытие в январе 2008 года. На Большом органе играл выдающийся музыкант Рубин Кабирович Абдуллин. Он блестяще исполнил «Интродукцию и пасакалью» М. Регера. Достойно выступил и Артём Хачатуров, который играл на Малом органе. С этого дня началась интенсивная музыкальная жизнь в Кафедральном соборе.

 

Помимо больших вечерних органных концертов, которые проходили в субботу, пять раз в неделю звучали дневные малые концерты.  Появилась большая группа постоянных слушателей, причём, к нашей радости, очень хорошо ходила молодёжь. Артём ревностно относился к своим обязанностям исполнителя и мастера. Ежедневно, когда собор уже был закрыт, он настраивал инструменты, репетировал, расширяя и расширяя свой репертуар.

 

С гастролями к нам стали приезжать известные органисты. Приехав к нам впервые, великий органист Оливье Латри, профессор Парижской консерватории, главный органист Собора Парижской Богоматери, потряс всех своим исполнительским мастерством и искусством импровизации. Он тогда сказал, что органный комплекс Кафедрального собора недосягаем. В дальнейшем он неоднократно играл в нашем Большом зале к полному восторгу слушателей, полностью заполнявших концертный зал так, то приходилось из музейных залов собора приносить стулья. О. Латри всегда отмечал великолепное состояние органов, отличную заботу А. Хачатурова о звучании уникального органного комплекса и талант А. Хачатурова как исполнителя.

 

С 2009 года мы стали проводить фестиваль «Шедевры мирового музыкального искусства в Кафедральном соборе». На этих фестивалях прозвучали грандиозные произведения И. С. Баха «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», оратории Генделя и Мендельсона, «Всенощная С. Рахманинова, «Кармина Бурана» К. Орфа и другие произведения, в исполнении которых участвовали музыканты России, Германии, Польши, Белоруссии.  

 

Большое значение придавалось социальным проектам, одним из которых была «Школа здоровья», в которой занятия вели врачи, психологи, философы, а Артем Хачатуров обеспечивал соответствующую музыкальную программу. На Школу доставлялись автобусами люди из всех районов нашей области, из отдалённых сёл. Это доставляло людям огромную радость и помогало в сохранении здоровья. В настоящее время этот проект из Кафедрального собора убрали, но его организаторы, по-прежнему, бескорыстно, без оплаты за труд проводят Школу здоровья в ДК железнодорожников.

 

В программах концертов в Кафедральном соборе огромное место занимала русская музыка. А. Хачатуров познакомил слушателей с органными произведениями отечественных композиторов, за что получил городскую премию «Патриот земли Российской имени великого князя Александра Невского». А в целом за девять лет работы в Соборе как органист, Артём Хачатуров исполнил несколько десятков различных произведений, созданных для органа, причем, сложнейших сочинений, а не переложений песен советских композиторов, чем известны нынешние органисты.

 

Я думаю, что, подсунув на подпись губернатору буклет, в котором ни слова не сказано об органисте, который в течение 9 лет собирал полные залы, который все эти годы безупречно заботился об органном комплексе, Таривердиева со своей компанией оказала А. А. Алиханову медвежью услугу. Получается, что он присоединился к хамству, столь характерному для Таривердиевой, демонстрируя полное неумение разобраться с ситуацией, уяснить, что люди, полагавшие, что, по выражению Ермака, орган не такой уж сложный инструмент, чтобы за ним постоянно следить, надеялись только зарабатывать на органе, на соборе, по принципу «после нас, хоть потоп».  

 

В буклете ничего не говорится о тех грандиозных концертах, которые проходили в Соборе, которые транслировались на всю Европу, на которые заранее, за несколько месяцев приобретались билеты как российскими любителями музыки, так и зарубежными. Зато упоминается авторский проект Авраменко «Орган. Посвящение в тайну», в ходе которого посетителей ведут к органу, что закончилось однажды опасной выходкой пьяного посетителя.

 

Таривердиева в своих интервью постоянно жалуется на «некультурную» калининградскую публику, которая игнорирует её блестящие проекты. Тем, кто отвечает за культурную политику в области стоит задуматься над этим, вспомнив, что на концертах Хачатурова зал всегда хорошо заполнялся, а бывало, что и приставных стульев не хватало. Впрочем, вспомнить они не могут: на концерты не ходили, в культуре, как любит громко «пошутить» Гольдман не разбираются.

 

 

Заслуженный строитель Российской Федерации,

Почетный гражданин Калининграда,

Почетный доктор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта

И.А. Одинцов

 


 

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…