Почему растут цены на бензин в России?

Сегодня появилась очередная информация о грядущем росте цен на бензин. Об этом заявил президент Независимого топливного союза, который объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров, Павел Баженов.

По его словам, до конца 2018 года цены на топливо на заправках вырастут на 2–3 рубля за литр.

Хотя Центробанк в начале октября предсказывал, что до конца года бензиновое и дизельное топливо не будет дорожать, уже в первую половину октября оптовые цены на бензин АИ-92 выросли более чем на 3 % - до 50 с лишним тысяч рублей за тонну, 95-й — почти на 2%: до 55,7 тысяч рублей за тонну. А зимнее дизельное топливо повысилось на 4,3%, то есть, почти до 56 тысяч рублей. При этом, летом оптовые цены практически оставались неизменными. Напомним, в конце мая крупнейшие нефтяные компании заморозили цены на заправках, а правительство в ответ на это снизило акцизы на бензин и дизель. Но, по мнению главы Независимого топливного союза Павла Баженова, сейчас власти постепенно начинают отпускать цены, чтобы к следующему году избежать взрывного роста стоимости из-за повышения акцизов и налогов. И уже с 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо увеличатся в полтора раза - до 12 с лишним тысяч и 8,5 тысяч рублей за тонну соответственно. При этом, ставка НДС вырастет с 18 до 20%. А причиной этого является то, что владельцы заправок не смогли зафиксировать цены из-за подорожания нефти. Однако, по некоторым источникам одного из профильных министерств, сейчас правительство принимает меры, чтобы «аккуратно войти в январь» с низкими ценами. Вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания 24 октября заявил, что обстановка «неустойчивая и напряженная», но «ситуацию на топливном рынке удастся удержать под контролем».

Российский экономист, политолог и публицист Михаил Хазин считает, что в России цена на бензин всегда будет расти.

Михаил Хазин: «Когда мировые цены на нефть растут, цены на бензин в стране растут тоже. Когда же цены мировые на нефть падают, то нефтяные компании должны компенсировать свои выпадающие доходы на внутреннем рынке, поэтому цены на бензин снова растут. И это соответствует мировой экономической конъюнктуре. Поэтому экономическая конъюнктура цен на бензин очень простая в нашей стране — они всегда растут. Экономическая теория тут банальна — баланс спроса и предложения. До тех пор, пока покупают, цены будут расти. Есть некоторые отличия, например, цены в Москве, цены за 10 километров за МКАДом и цены где-нибудь в ста километрах. Есть ещё одна проблема — у нас очень низкая служба, которая отслеживает качество этого бензина. Люди боятся покупать его в частных заправках. Эта работа должна вестись ФАСом — ФАС должна разработать программу, принять её и реализовать».

Напомним, цена на нефть и курс рубля повлияли на топливные расценки только с февраля прошлого года, когда правительство ввело «бюджетное правило» и отвязало курс рубля от стоимости нефти. Раньше экспортная цена топлива в рублях оставалась почти неизменной.

По прогнозам «ВТБ Капитал», в 2019 году цены на нефть снизятся до $65 за баррель, сейчас - около $75. Некоторые эксперты прогнозируют, что в течение трех лет они упадут до $50 за баррель. Другие, включая международных трейдеров, напротив, ждут возвращения цены к $100 за баррель.

Cо следующего года в России начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также рост налога на добычу ископаемых. Вместе с этим, предусмотрен отказ от таможенной субсидии для нефтепереработки. Сейчас эта субсидия предоставляется за счет сниженной таможенной пошлины на нефтепродукты по сравнению с пошлиной на нефть. Начальник департамента по работе с органами государственной власти «Газпром нефти» Павел Карчевский в начале октября заявил при этом, что правительство позаботилось о компенсации нефтяникам, поэтому для отрасли маневр будет нейтральным. Это также не может не сказаться на росте цен на бензин.

Так как же правительство собирается сдерживать цены? Главным механизмом тут станет бюджетная субсидия, которая будет выплачиваться нефтяникам. Расчёт составят по формуле и применят при определенных правилах: когда размер экспортной цены за вычетом транспортных расходов и налогов будет выше цены внутреннего рынка, но не больше, чем на 10%. В результате, надбавка почти полностью компенсирует нефтяникам рост акциза — 11 из 12 тысяч рублей на тонну. Также планируется ввести заградительные пошлины на нефтепродукты в случае резкого роста цен на внутреннем рынке.

Напомним, летом этого года директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов отмечал, что не видит проблемы в  компенсации выпадающих доходов дорожных фондов трансфертом из бюджета. Но тогда от этой идеи отказались. На этой неделе Алексей Сазанов неожиданно раскритиковал все ранее обсуждаемые меры по стабилизации цен на топливо. По его мнению, налоговые и тарифные меры уже не работают, поскольку снижение акцизов или увеличение демпфирующей надбавки не поможет — слишком велика разница между внутренними и экспортными ценами. И экспортная альтернатива все равно станет давить на цены в России, а нефтяники будут стремиться направить нефтепродукты на экспорт. По его словам, введение заградительных пошлин «убьет нефтепереработку».

Теперь в правительстве обсуждается новая мера: обязать Нефтеперерабатывающий завод поставлять на внутренний рынок определенное количество топлива в обмен на право экспортировать нефтепродукты - оно будет выдаваться в виде лицензии. Решение об этом пока не принято. Как сообщил главный экономист компании «Vygon Consulting» Сергей Ежов, в качестве временной меры такое лицензирование может сработать, но в долгосрочной перспективе нужны более рыночные меры стабилизации цен.

По данным компаний «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть», высокие цены на нефть позволяют  компаниям зарабатывать рекордную прибыль на слабом рубле. Уже в первом полугодии их прибыль возросла почти на 50% - до 2 триллионов рублей.

Сейчас нефтяники субсидируют сегмент переработки за счет сверхдоходов в сегменте добычи, но позволить это себе могут далеко не все компании — только те, у которых есть и добыча, и переработка, и АЗС. Но они не намерены все время так поддерживать переработку. Тем более, в России есть и независимые нефтепереработчики, главный из которых — «Новый поток».

Под угрозой оказываются и независимые владельцы сетей АЗС, которые контролируют 60% заправок в стране. Как только нефтяные компании начинают отпускать оптовые цены, но продолжают сдерживать розничные, владельцы независимых автозаправок попадают в так называемые «ценовые ножницы». То есть, себестоимость топлива растет, но повышение цен в рознице только ухудшает ситуацию, потому что от них уходят клиенты.

Добавим, в Калининградской области средняя стоимость топлива, по состоянию на середину октября, такова: за газ — 27 рублей за литр, дизель — около 45-46 рублей. 92-й бензин продаётся по цене примерно 43 рубля за литр, 95-й — около 46 рублей, а 98-й — чуть больше 52-х рублей за литр. Если сравнивать со столичными расценками, в нашем регионе бензин стоит почти на 1 рубль дороже.

Впрочем, как показывает практика, Правительство России не собирается серьёзно бороться с ростом цен. Так, Президент России Владимир Путин  весной 2018 года, отвечая на вопрос о росте цен на бензин, заявил что Правительство не может снижать цены на топливо ниже европейских, так как они и так - немного пониже, и что нам не нужен снова «железный занавес», и что «мы должны придерживаться мировых цен».

Получается, что в России в перспективе цены на бензин будут расти. Вот только большой вопрос: а будут ли расти зарплаты также, как в Европе? Ведь средние зарплаты в России ниже европейских. Также непонятно, почему в других добывающих странах бензин стоит гораздо дешевле. Например, в Саудовской Аравии, где средняя зарплата составляет эквивалент 240 тысяч рублей в месяц, стоимость бензина составляет 30 рублей, а, например, в Венесуэле и вовсе - 60 копеек.

Похоже, в России научились хорошо зарабатывать на бензине, который выпускается из нефти, которая принадлежит народу.

Last modified on Понедельник, 29 октября 2018 20:26

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…