Принесение мощей святителя Луки как свидетельство победы Православия

С 23 по 27 ноября в Калининградской области будут находиться  мощи святителя Луки Крымского. С благословения патриарха Кирилла святыня, которая постоянно находится в Симферополе, побывает в 17 городах России.

Сначала мощи известного русского святого и врача отвезли во Владивосток, затем в Новосибирск, Омск, Челябинск, Самару, Ульяновск и Нижний Новгород. С 25 по 31 октября святыня побывала во Владимире, Калуге и Смоленске. А с начала ноября - в Брянске, Орле, Курске, Липецке и Тамбове. После Архангельска, где мощи пробудут с 19 по 22 ноября, 23-го их привезут в Калининградскую область. У нас они пробудут до 27 ноября, а затем вернутся в Симферополь. Следует отметить, что ковчег с частицей мощей святителя Луки впервые на столь долгий срок покинул Крымский полуостров.

Архиепископ Лука, которого в миру звали Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля (или, по старому календарю, 9 мая) 1877 года в Керчи. Многодетная семья, в которой Валентин Феликсович был четвёртым из пятерых детей, принадлежала древнему и знатному, но обедневшему белорусскому роду Войно-Ясенецких. Отец Валентина был католиком. Однако глава семейства никому не навязывал своих религиозных взглядов, и его супруга Мария Дмитриевна воспитывала своих детей в православных традициях.

В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин окончил гимназию и художественную школу. По окончании гимназии молодой человек пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, потому что считал эту науку полезной для общества, но не прошел. И когда ему предложили обучение на факультете естественных наук, выбрал юридический, поскольку не любил биологию и химию. Однако уже через год Валентин бросил учёбу и отправился с Мюнхен обучаться живописи. По возвращении в Киев стал рисовать портреты обывателей и, наблюдая бедность простолюдинов, их болезни и нищету, окончательно решил для себя стать врачом. В 1898 году вновь поступил в Киевский университет на медицинский факультет, где особенно преуспел в изучении анатомии. По окончании учёбы Валентин решил стать земским врачом. «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом», - говорил молодой человек. В 1904 году в составе медицинского госпиталя Красного креста Валентин Феликсович отправился на Русско-Японскую войну. В читинском эвакуационном госпитале стал заведующим хирургическим отделением, успешно делал крупные операции на суставах, костях и черепе.

Ещё в Киеве, работая в госпитале Красного креста, Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую за доброту и глубокую веру в Бога называли «святой сестрой». В 1904 году молодые люди обвенчались и в дальнейшем Анна Васильевна во всём помогала супругу в его работе.

Во время эпидемии брюшного тифа, кори и оспы в Курской и Орловской губерниях Валентин Феликсович сам выезжал к больным, помогал бедным и пользовался большим авторитетом среди крестьян. В конце 1907 года семья Войно-Ясенецких переехала в город Фатеж. Весной 1916 года Валентин Феликсович обнаружил у своей супруги признаки туберкулёза лёгких. Войно-Ясенецкие перебрались в Ташкент, поскольку в те времена врачи были уверены, что туберкулёз можно излечить в тёплом сухом климате. Валентин Феликсович, ставший к тому времени уже профессором, поступил в Ташкентскую городскую больницу на должность главврача. В январе 1919 года в Ташкенте прошел антисоветский мятеж, который возглавил военный министр Константин Осипов. Восстание было быстро подавлено, однако на горожан обрушились репрессии – бунтовщиков приговаривали к расстрелу. И когда в больницу, где работал Валентин Феликсович, привезли тяжело раненного казачьего есаула, профессор отказался выдать его красноармейцам и тайно лечил у себя дома. Об этом узнали в ЧК, Луку Войно-Ясенецкого и его ординатора арестовали, но до рассмотрения дела и вынесения приговора профессора выпустили по настоянию одного из известных деятелей Туркестанской ячейки РКП(б). Арест мужа серьёзно сказался на здоровье Анны Васильевны и в конце октября 1919 года она скончалась. Валентин Феликсович остался с четырьмя детьми, старшему из которых было 12 лет, а самому младшему – 6. Однако, несмотря на все лишения и проблемы, профессор Войно-Ясенецкий продолжал вести активную хирургическую практику, а в конце лета 1919 года основал Высшую Медицинскую школу, где стал преподавать анатомию.

После смерти супруги, которую Валентин Феликсович переживал очень тяжело, он всё больше стал обращаться к Богу – регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином и сам выступал с беседами о толковании Священного писания. В конце 1920 года он принял сан священника и даже в больницу и университет приходил в рясе с крестом на груди, а перед началом операций всегда молился. В мае 1923 года отец Валентин был пострижен в монахи с именем Лука и наречён епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Хиротония с наречением архиерея Луки титулом епископа Барнаульского прошла 31 мая 1923 года, патриарх Тихон утвердил её законной. В Барнаул епископ Лука не уехал, а 3 июня, в день памяти равноапостольных Константина и Елены, возглавил Туркестанскую епархию. День спустя на студенческом митинге в стенах Ташкентского государственного университета было принято постановление об увольнении профессора Войно-Ясенецкого. И хотя руководство университета постановление не приняло, Валентин Феликсович сам написал заявление об увольнении. Через три дня газета «Туркестанская правда» опубликовала статью «Воровской архиепископ Лука». Вечером 10 июня епископ Барнаульский, викарий Томской епархии, а также несколько епископов и протоиереев были арестованы. Через месяц епископ Лука был освобождён под подписку о выезде. Его отправили в Москву. После его посадки в поезд прихожане ложились на рельсы, чтобы удержать святителя в Ташкенте. Через полгода следственная комиссия Москвы вынесла решение выслать епископа в Нарымский край. Во время поездки в свою первую ссылку в город Енисейск Лука сделал несколько операций в деревнях. Будучи в ссылке Валентин Феликсович продолжил свою медицинскую практику, а также стал совершать богослужения на дому. Рост популярности епископа не давал покоя сотрудникам ГПУ – Государственное политическое управление при НКВД РСФСР. И они вынуждены были ещё и ещё раз отправлять его в ссылки во всё более трудные и глухие уголки России. Сначала Луку перевели в деревеньку Хая, которая находилась в 120 верстах севернее села Богучаны. Но уже 5 июня 1924 года его вернули в Енисейск, где он продолжил частную практику и богослужения на квартире и в городском храме.

Где бы ни находился Лука, везде он оставался верен своему делу и продолжал богослужения. Уже через полтора месяца епископа перенаправили в новую ссылку – в город Туруханск, где его встретили толпы людей, на коленях просящие благословения. Даже представители местной власти, председатели райкома предлагали ему свою помощь и обещали сократить срок ссылки, правда, при условии его отказа от церковного сана. Епископ Лука решительно отвергал подобные предложения. В Туруханске была единственная церковь, которая находилась в закрытом мужском монастыре, а её священник принадлежал к обновленческому движению. Епископ Лука регулярно приезжал в монастырь на богослужения и проповедовал о грехе церковного раскола. В итоге все жители округи и сам монастырский священник перешли на сторону патриарха Тихона.

За его неприятие Советской власти и противление обновленческому церковному движению в декабре 1924 года Валентина Феликсовича выслали в деревню Плахино – в низовьях реки Енисей, в 230 километрах за Полярным кругом. Здесь, в нечеловеческих условиях холодных северных ветров, люди ютились в землянках на нарах, покрытых оленьими шкурами, через щели в оконных рамах в жилища проникал снег, а стёклами служили вмороженные льдины. Однако и это не сломило дух святителя Луки и не изменило его любви к ближнему – епископ крестил детей, пытался проповедовать и не отказывал никому в медицинской помощи.

В марте 1925 года в Туруханской больнице скончался крестьянин, которому требовалась сложная операция. Но сделать её никто не мог. Это событие настолько возмутило крестьян, что они, вооружившись вилами и топорами с косами, стали громить сельский совет. После этого Валентина Феликсовича вернули в Туруханск, где он сразу включился в работу. А представителям местной власти пришлось терпеть, что епископ Лука благословляет пациентов. В конце ноября этого же года пришло постановление об освобождении Валентина Феликсовича, и он, навестив своих родителей и братьев в Черкассах, вернулся в Ташкент. К этому времени здесь разрушили Кафедральный собор и действовала только обновленческая церковь. Священники-обновленцы потребовали от Луки освятить новый храм, однако тот отказался, а после подал прошение об увольнении на покой. Профессора Войно-Ясенецкого так и не восстановили в должности ни в Университете, ни в больнице. Очередные трудности и на этот раз не сломили дух Валентина Феликсовича, и он занялся частной практикой, а по воскресеньям и праздникам служил в церкви. Вокруг него всё время находились молодые люди, которые добровольно помогали в работе и учились у него - в частности, разыскивали по городу больных бедняков и приводили в дом епископа. За это Лука пользовался большим авторитетом у горожан.

Его вера в Бога и неприятие Советской власти по-прежнему не давали покоя властям. 6 мая 1930 года профессора Войно-Ясенецкого арестовали по специально сфабрикованному уголовному делу. После года тюремного заключения, где Валентин Феликсович работал над медицинскими очерками в хирургии, его сослали в Северный край. А после освобождения снова он снова вернулся в Среднюю Азию.

В третий раз епископа Луку арестовали в конце июля 1937 года. В вину ему на этот раз вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», которая проповедует недовольство советской властью. Также было сфабриковано дело об убийствах пациентов на операционном столе и шпионаже в пользу иностранных государств. Несмотря на изнуряющие допросы, Лука ни в чём не признавался и не отрёкся от церковного сана. Результатом очередной попытки сломить волю Валентина Феликсовича стала пятилетняя ссылка. И в феврале 1940 года его отправили в Красноярский край, где профессор поступил на работу в хирургическое отделение районной больницы.

Во время Великой Отечественной войны епископ Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края. Профессор работал по 8-9 часов, делал по 3-4 операции в день. И в конце декабря 1942 года ему поручили, без отрыва от работы в госпиталях, управлять Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. Благодаря его работе, к 1 января 1946 года здесь было открыто 24 прихода. Также Лука создал архиерейский хор и рукоположил немало прихожан в священники. Под его руководством за несколько месяцев в 1944 году для нужд фронта было собрано более 250 тысяч рублей, которые передали на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского.

Во время пребывания на Севере, архиепископ Лука был удостоен правом ношения бриллиантового креста на клобуке, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А в начале 1946 года за научные труды в хирургии профессору присудили Сталинскую премию первой степени в размере 200 000 рублей. Более половины этих средств Лука Войно-Ясенецкий перечислил в детские дома.

По указу Патриарха в апреле 1946 года архиепископа Красноярского перевели в Симферополь. Профессор продолжал публиковать свои медицинские труды, резко осуждал политику США и католическое духовенство. К работе в больнице его допустили не сразу – администрация и коллеги были возмущены тем, что под медицинским халатом хирург носит рясу и крест. Также Луке не давали читать лекции в Крымском медицинском институте. Но постепенно он восстановил практику и продолжил оперировать.

Годы лишений и ссылок сильно подкосили здоровье святого Луки: в 1955 году он полностью ослеп и вынужден был бросить хирургию. А с 1957 года начал работу нам мемуарами. Скончался архиепископ Лука Войно-Ясенецкий 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Его похоронили на Первом Симферопольском кладбище. А 20 марта 1996 года его мощи перенесли в Свято-Троицкий Собор. На прежнюю могилу до сих пор приходят верующие. 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. За годы богослужения Лука прочитал 1250 проповедей. 750 из них было записано. Архиепископ Лука является автором 34 медицинских трудов, а также 6 богословских и автобиографических.

В апреле 2000 года Генеральная Прокуратура России, согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий» Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был полностью реабилитирован. В общей сложности, архиепископ Лука провёл 11 лет в ссылке, но так и остался верен Богу и служению людям.

Напомним, весной этого года фонд Андрея Первозванного уже привозил  частицу мощей епископа Луки в Москву. Ранее мощи возили в Грецию, где широко почитают святителя. И вот теперь, с благословения Святейшего Патриарха Кирилла, многие тысячи верующих по всей стране смогут прикоснуться к мощам святителя Луки Крымского.

Ковчег с мощами Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского прибывает в Калининград 23 ноября. Молебен в Храме Христа Спасителя Калининграда отслужит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. 25 ноября мощи будут доставлены в Собор Архангела Михаила Черняховска. Об этом сообщили в Калининградской епархии Русской Православной церкви. Подробнее рассказывает пресс-секретарь Калининградской епархии иерей Давид Рожин.

Иерей Давид Рожин: «23 ноября в Калининград прибудут мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого. Мощи будут доставлены в Калининград по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В Калининграде они заканчивают свое путешествие в самой западной точке нашей страны. В Калининграде мощи будут находиться несколько дней. Причем недавно была скорректирована программа. Стало известно, что в воскресенье, 25 ноября, мощи будут доставлены в Черняховск, где они будут доступны с 15:00 до 21:00. Но если будут очереди, мощи будут доступны до тех пор, пока очереди не прекратятся. Все те, кто захочет приложиться к мощам, смогут это сделать. Что касается программы пребывания в Калининграде, мощи будут доставлены в Кафедральный собор Христа Спасителя 23 ноября в 14:00. Сразу будет сложен благодарственный молебен, который возглавит Святейший Патриарх Кирилл. Он будет находиться с архипастырским визитом в Калининградской митрополии. В этот день, 23 ноября, мощи будут доступны до 22:00. Также мощи будут доступны в Кафедральном соборе 24 ноября с 8:00 до 22:00. 25 ноября, как я уже указал, мощи будут доставлены в  Собор Архангела Михаила».

Добавим, что святыню отвезут в больницы, а всем пришедшим поклониться мощам в качестве благословения будет подарена иконка святого Луки Крымского.

Иерей Давид Рожин: «26 ноября мощи будут доставлены в ряд городских больниц Калининграда: в Областную больницу, Многопрофильную, Детскую областную больницу и больницу Скорой медицинской помощи. С графиком пребывания мощей в городские больницы можно ознакомиться на официальном сайте Калининградской епархии и на официальном сайте радио» Русский край».

26 ноября мощи прибудут в храм святой великомученицы Екатерины в поселке Родники.

Иерей Давид Рожин: «26 ноября, в тот день, когда мощи будут доставлены в ряд больниц, в 18:30 они прибудут в храм  святой великомученицы Екатерины поселка Родники Гурьевского района. Это на выезде из города Калининграда по Московскому проспекту, за кардиоцентром. Все те, кто живет в том районе смогут приложиться к мощам в этом храме начиная с 18:30. На следующий день, 27 ноября, мощи будут доступны всего несколько часов — с 8:00 до 10:00.  В 10:30, согласно программе, мощи покидают Калининград. Поэтому все, кто желает еще раз, обращаю внимание, можно будет приложиться без каких-либо проблем 23 ноября с 14:00 до 22:00 и 24 ноября с 8:00 до 22:00».

Сегодня верующие обращаются за помощью к святителю в различных болезнях и немощах», - рассказал иерей Давид Рожин.

Иерей Давид Рожин: «Дело в том, что святитель Лука не просто наш отечественный святой. Это святой очень близкого для нас периода советского, когда возникает вопрос: как в такое безбожное время — время борьбы с христианством и с любой религиозной мыслью, возможны были такие святые. Житие святителя Луки уникально. Дело даже не в том, что святитель Лука оставался христианином в такое трудное для христианства время. Он был практикующим врачом. Он был хирургом и при жизни много помогал людям. Сегодня верующие к нему обращаются за помощью в различных болезнях и немощах. Конечно, на сегодняшний день имеется достаточное количество свидетельств о помощи святителя при подобных обращениях».

То, что в Калининград прибывают мощи святителя Луки — знаменательно. Нашим регионом когда-то гордились партийные боссы, ведь здесь до 1985 года не было ни одного православного храма, а верующие были вынуждены ездить крестить детей и венчаться в соседнюю Литву. Сегодня в Калининградской области почти 200 православных храмов и часовен — немыслимый рост за 33 года существования Калининградской митрополии, из них 31 — это восстановленные бывшие протестантские и католические кирхи.

Принесение мощей святителя Луки — это не только возможность для всех православных молитвенно обратиться за помощью к великому святому, но и свидетельство победы православной веры над гонениями советского периода.

Программа пребывания мощей

23 ноября в 14:00встреча мощей в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, благодарственный молебен. Мощи свт. Луки будут доступны до 22:00.

24 ноября мощи будут доступны в соборе с 8:00 до 22:00.

25 ноября мощи будут доставлены в Собор Архангела Михаила г. Черняховска, где будут доступны с 15:00 до 21:00.

26 ноября мощи будут доставлены в ряд городских больниц:

в 8:30 в областную больницу;

в 11:00 в многопрофильную больницу;

в 13:00 в военный госпиталь;

в 14:30 в БСМП;

в 16:00 в храм св. вмч. Пантелеимона (рядом с детской областной больницей г. Калининграда).

26 ноября в 18:30 мощи прибудут в храм св. вмч. Екатерины пос. Родники Гурьевского р-на.

27 ноября мощи будут доступны с 8:00 до 10:00. В 10:30 мощи покидают Калининград.

 

Специальный репортаж

на радио "Русский край"

Автор: Наталья Плеханова

Last modified on Пятница, 30 ноября 2018 18:50

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…