Сработает ли ультиматум Правительства нефтяникам?

Ситуация вокруг цен на топливном рынке, традиционно находящаяся в центре внимания из-за своей социальной значимости, к концу октября накалилась до критического уровня.

Страна находится на грани топливного кризиса. Это уже признало Правительство во главе с Дмитрием Медведевым. Заправщики начали жаловаться, что биржевая стоимость нефтепродуктов уже выросла, а цены в рознице приходится искусственно поддерживать на действующем уровне. Ситуация напоминает весенний ценовой кризис, решать который пришлось лично президенту России Владимиру Путину.

В понедельник глава кабмина Дмитрий Медведев пригрозил нефтяным компаниям введением заградительных пошлин на нефть и нефтепродукты.


Дмитрий Медведев: «Здесь два варианта. Вариант первый — соглашение с нефтяными компаниями о том, как они будут работать, соблюдая правила игры и, соответственно, контролируя уровень цен. Второй вариант — введение заградительных пошлин».


Вечером 31 октября в доме Правительства в Москве на экстренное совещание были вызваны все крупные нефтяные компании России. Вице-премьер Дмитрий Козак, министр энергетики России Александр Новак, представители минфина и ФАС, а также топ-менеджеры крупнейших нефтяных компаний прозаседали три часа. Правительство поставило нефтяникам ультиматум: если компании не договорятся с властями по ценам на бензин на внутреннем рынке, власти перекроют возможность экспорта «черного золота» за рубеж.  Как добавил вице-премьер Дмитрий Козак, для получения доходов от экспорта компании должны сначала обеспечить российскую экономику нефтью и нефтепродуктами, а уже потом думать об экспорте. «Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны», — заявил Дмитрий Козак.

Дмитрий Козак: «Подготовили соответственное соглашение. Все рекомендации, которые у нас были и мы постоянно уговаривали, чтобы они исполнялись — должны стать обязательными. Нужно взять на себя все обязательства, подписать соглашение, чтобы Правительство не было вынуждено прибегать к крайним мерам в виде заградительной пошлины».

В итоге договоренность все-таки была достигнута. На юридическое оформление «топливного соглашения» были даны сутки.


Дмитрий Козак: «Немедленно. Сразу после совещания начнут его соблюдать. Что касается подписания соглашения — возникли некоторые юридические нюансы. Мы взяли 24 часа на то, чтобы оформить сам текст соглашения вместе с Минфином и компаниями, для того, чтобы они смогли пройти все корпоративные процедуры. С этими параметрами соглашение будет подписано в ближайшее время».


Нефтяники обещали сохранить цены на топливо на уровне майских до конца 2018 года, то есть на два месяца. А дальше? В 2019 году они, по словам господина Козака, будут расти не выше инфляции. Соглашение вступает в силу 1 ноября и будет действовать до 31 марта. Инфляция в России в 2018 году по данным Минэкономразвития уже составила 3%.


Вместе с тем, соглашение о заморозке не предполагает наличия каких-либо уступок нефтяникам в акцизной политике. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, «коврижек» ни одна из нефтяных компаний не получит. Вице-премьер разъяснил, что повышение акцизов с Нового года в рамках этих соглашений отменяться не будет. Напомним, с 1 июня 2018 года в обмен на обязательство нефтяников зафиксировать цены на уровне конца мая Правительство снизило акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за 1 тонну. Это решение также было принято на совещании у Козака. Однако в конце августа вице-премьер заявил, что с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин будут повышены на 2,7 тыс. и 3,7 тыс. руб. за 1 тонну соответственно.

Вице-премьер Козак на совещании с нефтяниками выразил уверенность, что ситуация на рынке топлива искусственно расшатана, поскольку независимые АЗС хотели снизить оптовые цены, что, по его словам, не всегда может быть оправдано.

Между тем, ранее сообщалось, что в 40% регионов нашей страны возник резкий дефицит дизельного топлива. Об этом сообщало РБК со ссылкой на президента Независимого топливного союза Павла Баженова. Напомним, союз объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров. Эксперт отметил, что независимые заправки от Приморья до Краснодара не могут купить дизельное топливо у нефтяников мелким и средним оптом. «Цены на товар в опте выставляются выше розничных — тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках», — сказал он. Обычно цены в розницу выше оптовых, потому что включают расходы и маржу АЗС.

Объяснение резкого скачка оптовых цен над розничными есть. После весеннего ценового топливного кризиса Правительство и нефтяники пришли к компромиссу: крупные игроки нефтяного рынка заморозили розничные цены на бензин и дизтопливо. И в то время, как на заправках вплоть до июня цены держались, в опте, напротив, с сентября наметилось повышение.

Владельцы АЗС отмечают, что на нефтебазах для них нет «дизеля», весь объем отдан на собственные АЗС нефтяных компаний. Екатерина Савкина - совладелец сети АЗС GP Vympel в Саратовской области отметила, что ее заправки вынуждены покупать дизтопливо на АЗС «Роснефти». Там оно стоит 42,45 руб. за литр, в то время как на независимых заправках — 45,5 руб. за литр. Дефицит топлива подтверждает совладелец сети АЗС в Краснодарском крае Роман Гац. Причем по его словам, дефицит «дизеля» - не как у крупных компаний, так и на небольших независимых нефтеперерабатывающих заводах. «У нас много сельхозпроизводителей, спрос на дизель повышенный, а предложение отсутствует уже с сентября». По его словам, на АЗС крупных компаний дизель стоит 43 руб., а оптовая цена для конкурентов выше почти на полтора рубля — 44,3 руб. за литр. Цена на заправках независимых АЗС составляет 45,3 руб. за литр.

Примечательно, что и в Саратовской области и в Краснодарском крае доминирующим поставщиком топлива является «Роснефть» - российская нефтегазовая компания, контрольный пакет акций которой принадлежит государственному АО «Роснефтегаз».

В свою очередь «Роснефть» уже обвинила независимые АЗС в провокации. В заявлении говорится, что «независимые АЗС» подняли цены на топливо, чтобы дестабилизировать обстановку в регионах и получить сверхдоходы. Как сообщили в «Роснефти», «независимые АЗС привыкли осуществлять свою деятельность «в серой зоне» без ведения налогового учёта, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов. Имеются факты, подтверждающие подобную деятельность ряда независимых сетей АЗС», — отметили в компании. На эти обвинения сразу ответил глава НТС Павел Баженов. Он указал, что в желании получить сверхдоходы владельцев независимых АЗС обвиняет компания, которая «чаще остальных» просит власти о выделении «астрономических сумм из бюджета для покрытия собственных нужд».

«Заявление «Роснефти» о ведении независимыми АЗС «провокационной кампании» и необходимости принятия дополнительных мер для снижения риска дефицита нефтепродуктов еще раз подтверждает критичность сложившейся на рынке ситуации, заявил Баженов, которого цитирует РБК.  По его словам, для преодоления кризиса необходимо отменить акциз на нефтепродукты, кратно увеличить объем их реализации на бирже и создать прозрачную систему ценообразования. «Если эти меры не будут приняты, мы придем к тому итогу, о котором неоднократно уже заявляли, — вымиранию независимой розницы и топливному дефициту», — подчеркнул Баженов. Он сказал, что «независимый сектор полностью зависит от решений крупных нефтяных компаний», отметив, что независимые АЗС вынуждены играть по правилам, которые устанавливают нефтяники. «Как вообще можно говорить о сверхдоходах применительно к собственникам независимых АЗС, которые не обладают возможностью приобретать нефтепродукты по трансфертным ценам, а при этом вынуждены ценообразоваться от розницы вертикально интегрированных нефтяных компаний в условиях заморозки цен? И это заявление делает государственная компания, которая чаще остальных обращается к Правительству с просьбой о выделения астрономических сумм из бюджета для покрытия собственных нужд», — сказал Баженов.

Несмотря на все заявления о стабилизации цен на бензин и топливо в стране, факт остается фактом — ситуация на топливном рынке становится все запутаннее. Обещания решить проблему мы уже слышали весной этого года. Однако цены вновь подскочили, добрав упущенное.

С сегодняшнего дня цены должны замереть, но только на ближайшие два месяца. Далее — обещанный рост акцизов. А он неминуемо приведет к новому росту цен на заправках. Власти обещали, если ситуация выйдет из-под контроля, они что-нибудь придумают. И придумали план борьбы с ростом цен. Но чего ждать жителям России?

В июне 2018 года в России заморозили топливные акцизы. Таким образом власти притормозили небывалое весеннее подорожание топлива. Однако с 2019 года рост цен неизбежен: акцизы будут повышены на 2 700 рублей за тонну дизтоплива и 3 700 рублей за тонну бензина. Говоря на совещании с нефтяниками о фиксации цен, Козак говорил не об акцизах. Тогда, о какой борьбе нам сейчас говорят?

Правительство поставило нефтяникам ультиматум, продавайте внутри страны, иначе «отключим» выход за рубеж. Это вполне логично для того, чтобы избежать дефицита на внутреннем рынке, который как оказалось, почти у половины субъектов уже есть. Что касается нефтяников, им выгоднее продавать за границу. Власти же пришли к выводу: если не захотят по-хорошему — прикроем лавочку и выгода сама собой пропадет. Однако есть одно «но»: экспортные пошлины являются составной частью налогового маневра в нефтяной отрасли, который проводит Правительство. Суть его состоит в том, чтобы переложить нагрузку на отрасль, снизив пошлины, но взимать с компаний налог на добычу полезных ископаемых. Поэтому сейчас нефтепродукты выгодно гнать на экспорт, а не продавать внутри России. Отказ от снижения пошлин – дело хорошее применительно к топливному рынку России. Однако вряд ли речь идёт о пересмотре Правительством параметров налогового маневра – слишком серьезно уже взят курс на эту реформу с целью увеличить доходы от всей «нефтянки», несмотря на проблемы компаний и цены для населения.

Рост цен на российских заправках — явление закономерное. Так считает экономист Михаил Хазин. Он напомнил, что ранее в России была адекватная концепция – акцизы низкие, а таможенные пошлины высокие.

Михаил Хазин: «В результате было выгодно перерабатывать нефть внутри страны, бензина было достаточно, и все было нормально. С приходом либерального Правительства Медведева ситуация кардинально изменилась. Акцизы пошли вверх, а пошлины обнуляются. С точки зрения цены на бензин вроде бы одно и то же. Но разница состоит в том, что бензин теперь пошел на внешние рынки, создавая угрозу дефицита внутри страны. И что самое главное, он привязан к внешним ценам».

Теперь, отметил Михаил Хазин, продавать топливо на внутреннем рынке стало абсолютно невыгодно. «Если бензин продается на западных рынках по одной цене, то продавать его на внутреннем рынке дешевле означает работать не просто себе в убыток. Независимые директора, рейтинговые агентства начинают вопить: «Вы работаете себе в убыток. Этого нельзя делать». Создаются проблемы», - отметил эксперт. Политика правительства создает ситуацию, при которой цены на бензин должны расти. Растут акцизы, как следствие, цены тоже должны расти. Нефтяные компании не собираются платить за потребителя.

Михаил Хазин: «Если имеются экономически объективные процессы, то никакой Козак при всех своих талантах не в состоянии эти экономические процессы остановить. Если себестоимость процессов растет, то необходимо отказываться от либеральной ценовой политики. Делать экспортные пошлины и убирать акцизы. Тогда проблема будет решена. Экономическую политику в нашей стране определяет МВФ. Задача МВФ – поддерживать мировые рынки, а вовсе не российский».

Сегодня, после заключения соглашения с нефтяными компаниями, биржевые цены на нефтепродукты рухнули на несколько процентов на фоне достигнутых в среду вечером договоренностей правительства и нефтяников о сдерживании цен в опте до конца марта 2019 года. Цена на АИ-92 за один день упала более чем на 2%, на Аи-95 - более чем на 4%. До этого биржевые цены на бензин медленно снижались в ожидании того, чем закончатся переговоры Правительства и нефтяных компаний. Минэнерго и ФАС подготовили проекты документов со всеми нефтяниками, эти документы должны быть подписаны в течение 24 часов. Время "Х" еще не истекло, но ряд компаний уже отрапортовали о факте подписания документов - государственная «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг». А некоторые уже заявили о снижении цен в мелком опте - «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть», которая даже указала параметры снижения цен на 15%. Принято решение, что нефтяные компании до конца 2018 года держат цены на уровне конца мая - начала июня, а до 31 марта 2019 года - исходя из индексации в размере среднегодовой инфляции, "это примерно 4-5% в год, без резких изменений".
Иными словами меры по заморозке цен на бензин и дизельное топливо, которые накануне приняли на совещании с нефтяниками, будут временными. У России впереди минимум два этапа повышения цен на бензин. Это январь - за счет повышения НДС, и апрель, - во время активной фазы сельскохозяйственного сезона.

Какими будут цены - скоро увидим.

 

Екатерина Тихомирова

программа "Специальный репортаж"

на радио «Русский край»

Last modified on Вторник, 06 ноября 2018 15:46

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…