12+
   

О буклете Таривердиевой

13.05.18

Несколько дней назад мне попал в руки буклет «10 лет Большому органу Кафедрального собора», выпущенный под руководством Таривердиевой. С первой страницы текст производит неизгладимое впечатление наглостью и некомпетентностью.


Наглость проявилась в редкостном неуважении к губернатору Алиханову, которому подсунули подписать вступительное слово о славе Большого органа в тот момент, когда усилиями бывших милиционеров, самой Таривердиевой орган доведен до такого состояния, что выключается даже во время концертов. Дать на подпись вступительное слово к тексту, дикость которого я хочу прокомментировать, это, значит намеренное стремление скомпрометировать молодого губернатора, который совершенно не знает историю Собора и органного комплекса, что неудивительно, ведь когда я с соратниками начал восстанавливать Собор, Антону Андреевичу было всего шесть лет.

 

Image

 

То, что в буклете отвечает истине, написано давным-давно и не теми, кто писал текст для Таривердиевой.

 

История Кенигсбергского собора тщательно переписана из моей книги, в издании которой Таривердиева упрекает меня в своем доносе в полицию. О фирме, построившей органный комплекс, приведён текст, написанный Артёмом Хачатуровым, который участвовал в процессе монтажа Большого органа. Этот текст был размещён на стендах в Соборе, посвящённых созданию органного комплекса. Не знаю, оставили ли эти стенды в зале, но материалами пользоваться не стесняются.   А далее начинаются несуразицы, повторять которые совсем не хочется. Читатели сами, если захотят, могут сравнить буклет и историю, которые, в общем-то, калининградцы хорошо знают.

 

В общем-то всем известно, что в 1992 году начались реставрационные работы по инициативе В. В. Денисова, состоявшего тогда советником по сохранению памятников при губернаторе Ю.С. Маточкине, по решению губернатора и благословению митрополита Кирилла, которые поручили мне восстановление Кафедрального собора. Никакого Безрукова при этом не было, что мог для реставрационной работы сделать человек, писавший бумажки для начальника управления культуры, которым тогда был Гречко.

 

В стране тогда было сложное финансовое положение, поэтому бюджетных денег не было вовсе, и никакие немцы в реставрации деньгами не участвовали. Помощь германской стороны заключалась в том, что с нами как консультанты работали крупные специалисты – профессор Гернер и фрау Рюбезам, известный архитектор. Они представляли Центр реставрации и ухода за памятниками архитектуры (г. Фулда). О нашей совместной работе имеется книга двух авторов – М. Гернера и И. Одинцова, выпущенная на русском и немецком языке в  Фулде в 1998 году.

 

В буклете говорится о том, что «с началом новой истории Собора был установлен электронный орган». Это тоже чушь. Никакой орган в большом зале Собора как концертный не устанавливался. Н. Эллерт подарил электронный орган фирмы «Висконти», который поставили в Валленродтской библиотеке как учебный. Дело в том, что, восстанавливая Собор, я верил в то, что и орган в Большом зале установим, а потому обратился к директору музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича Марине Рашидовне Струченковой с предложением начать подготовку органистов. Она откликнулась, так у нас появились дети, которых начал обучать игре на органе в Валленродтской библиотеке В. Л. Васильев. Из этих детей выросли музыканты, которые работают как органисты в разных местах: Н.Богдановский, А. Сташенко, Д. Маханьков. К сожалению в настоящее время по решению нового руководства области школа юных органистов закрыта.

 

В 2005 году в Кафедральном соборе на концерте выдающегося дирижёра современности В. Гергиева присутствовал Президент России Владимир Владимирович Путин. После концерта я показал ему собор, рассказал историю этого памятника архитектуры и обратился к нему с просьбой: способствовать тому, чтобы под готическими сводами снова зазвучал орган. Президент согласился, что реставрация собора без органа не является завершённой, и в дальнейшем распорядился выделить четыре миллиона евро на строительство органа.

 

Следующий этап был связан с выбором органостроительной фирмы и с проектированием органа. В этом выдающуюся роль сыграли Наталья Владимировна Малина, лучший органный мастер –эксперт России, хранитель органа Большого зала Московской консерватории, пользующаяся огромным авторитетом среди органных мастеров и органистов Европы, и крупнейший российский органист, ректор Казанской консерватории, народный артист России Рубин Кабирович Абдуллин. Была выбрана органостроительная фирма из Германии «Александр Шуке», существующая с 1820 года. В отличие от многих европейских фирм, которые только собирают органы из готовых труб, фирма «Александр Шуке» сама изготавливает трубы, при этом сотрудничает с рядом научных институтов и лабораторий, добиваясь высочайшего качества используемых металлов и их сплавов, а для создания деревянных труб тщательно отбирая и с исключительной заботой подготавливая необходимые материалы.

 

Именно эта всемирно известная фирма должна была бы о осуществлять при необходимости контроль за состоянием органного комплекса, его дополнение новыми изобретениями в области органной техники, в общем, реализовывать то, что называется технической поддержкой. Однако, начиная с 2016 года, когда был уволен хорошо подготовленный сертифицированный самой фирмой «Александр Шуке» специалист,    профессор Кузнецова насколько мне известно, обращалась с настоятельной просьбой пригласить специалистов этой фирмы для проверки  органов к руководству правительства области, к руководителю Агентства по имуществу (органный комплекс – федеральная собственность, так же, как и Собор). Однако Таривердиева громко протестовала, обвиняла фирму во всех грехах, говорила о банкротстве фирмы и заявляла, что только через её труп Шуке приедет в Калининград. Об этом она заявляла в интервью СМИ нашей области. Нетрудно найти и прочитать все гадости, которые она говорила в адрес фирмы «Александр Шуке». Такое отношение к уникальным инструментам дорого обошлось: органы в столь печальном состоянии, что не надо быть музыкантом, чтобы слышать, насколько плохо они звучат. Думаю, что Таривердиева и ее команда должны лично оплатить реставрацию органного комплекса.

 

Но продолжу об истории органного комплекса.  

 

В результате работы российских и немецких учёных-акустиков был сформирован план работы по созданию уникальной соборной акустики, который был успешно реализован. Замечу, что при реставрации Кафедрального собора мы нашли и аккуратно вычистили замурованные в восточную стену кувшины-голосники, которые с 14 века обеспечивали правильное звучание музыки в соборе. Теперь к этому добавились стеклянные входные двери, привезённый из Италии камень для пола, экран, отделяющий Большой зал от заалтарного пространства. Но самое главное, расчёты учёных показали, какой объём звучания должен быть в этом зале. В результате владелец и главный мастер фирмы «Александр Шуке» Маттиас Шуке, Н. В. Малина, Р. К. Абдуллин и я пришли к идее о создании в Кафедральном соборе органного комплекса, состоящего из двух органов: Большого органа с 90 регистрами и Малого органа с 32 регистрами. Они связаны специальным кабелем (но не оптико-волоконным, как говорится в буклете) и представляют собой фактически один инструмент. Можно играть на любом из них, при этом использовать возможности обоих. А для того, чтобы играли музыканты одновременно на этих двух органах, между инструментами установлена телевизионная связь, позволяющая органистам видеть друг друга. Такого органного комплекса в нашей стране нет, да и за рубежом, насколько мне известно, тоже.

 

Было решено, что Большой орган, расположенный над входом в собор на балконе площадью 200 кв. метров, будет иметь внешний вид того барочного органа, который с 1721 года стоял на этом месте до августа 1944 года, когда вместе с собором сгорел в результате налёта английской авиации. Сложнейшую резьбу по дереву для фасада органа выполнили мастера мебельной фирмы «Максик», хорошо известной в нашей стране и за рубежом своей эксклюзивной продукцией. Владелец этой фирмы Макс Ибрагимов, человек творческий и энергичный, выезжал в Польшу, в те регионы, которые тоже принадлежали прежде Восточной Пруссии, где сохранились несколько органов эпохи барокко, чтобы проникнуться духом эпохи, увидеть выражение лиц ангелов, украшающих фасады органов. В результате Большой орган Кафедрального собора обрёл неповторимый облик. Это единственный орган в нашей стране имеющий барочный фасад.

 

Не все знают, что внешний облик Большого органа всё же отличается от того, что был до войны. В центре старого органа была фигура дирижёра, а мы решили, что будет статуя девы Марии, покровительницы России. Венчал орган немецкий орёл, которому на российском органе было не место. Двуглавый орёл тоже не подходил, после долгих раздумий было принято решение, что там будет птица Феникс. И ещё одно отличие: внизу был герб Кёнигсберга. Меня это весьма смущало, и вдруг в книге я увидел печать Василия Ивановича Суворова в бытность его губернатором Восточной Пруссии как российской провинции. Вот изображение этой печати, где российский двуглавый орёл держит в лапах герб Кёнигсберга, теперь украшает орган.

 

Не только фирма «Максик» из калининградских предприятий приняла участие в строительстве органа. Известная многими прекрасными работами «Кузница на Печатной» изготовила каркас органа в несколько тонн весом. Это была сложная работа, необходимо было до миллиметров выдержать все размеры, чтобы затем разместить трубы органа, электрическую и электронную части. Трубы имеют размеры от 11 миллиметров до 10,5 метров. В Большом органе 6301 труба, а в Малом – 2324.  

 

В сентябре 2007 года зазвучал Малый орган, а работы над созданием Большого органа ещё продолжались: устанавливались трубы, шла   интонировка их. Кстати, никто не снимал трубы и не дырявил их, и определение интонировки совершенно неверное в буклете. По ночам мастера не работали, уступая место польским реставраторам, которые восстанавливали надгробие Радзивиллов. Реставраторы производили изрядный шум, поэтому, чтобы не мешать органным мастерам, работали по ночам.   

 

Что касается климат-контроля, то его, сделали российские электронщики, с которыми я строил соответствующие ракетные объекты, в других органах такой системы нет. 

 

Естественно, что надо было выбрать органиста для собора. Наталья Владимировна Малина посоветовала послушать выпускника Московской консерватории Артёма Хачатурова, который к тому времени был уже и лауреатом международного конкурса как пианист, и проявил себя как вдумчивый и виртуозный органист. Мы пригласили его дать концерт на Малом органе. А. Хачатуров произвёл самое хорошее впечатление и был приглашён на работу. Но перед ним была поставлена задача: получить квалификацию органного мастера. Артём со всей ответственностью подошёл к этому делу. Буквально с раннего утра и до позднего вечера учился и работал с мастерами фирмы Шуке. Его отличное знание немецкого языка в значительной степени способствовало успеху обучения. В результате обучения он успешно сдал сложный экзамен и получил сертификат органного мастера, признаваемый в Европе.

 

Наконец, органный комплекс был построен, и состоялось его торжественное открытие в январе 2008 года. На Большом органе играл выдающийся музыкант Рубин Кабирович Абдуллин. Он блестяще исполнил «Интродукцию и пасакалью» М. Регера. Достойно выступил и Артём Хачатуров, который играл на Малом органе. С этого дня началась интенсивная музыкальная жизнь в Кафедральном соборе.

 

Помимо больших вечерних органных концертов, которые проходили в субботу, пять раз в неделю звучали дневные малые концерты.  Появилась большая группа постоянных слушателей, причём, к нашей радости, очень хорошо ходила молодёжь. Артём ревностно относился к своим обязанностям исполнителя и мастера. Ежедневно, когда собор уже был закрыт, он настраивал инструменты, репетировал, расширяя и расширяя свой репертуар.

 

С гастролями к нам стали приезжать известные органисты. Приехав к нам впервые, великий органист Оливье Латри, профессор Парижской консерватории, главный органист Собора Парижской Богоматери, потряс всех своим исполнительским мастерством и искусством импровизации. Он тогда сказал, что органный комплекс Кафедрального собора недосягаем. В дальнейшем он неоднократно играл в нашем Большом зале к полному восторгу слушателей, полностью заполнявших концертный зал так, то приходилось из музейных залов собора приносить стулья. О. Латри всегда отмечал великолепное состояние органов, отличную заботу А. Хачатурова о звучании уникального органного комплекса и талант А. Хачатурова как исполнителя.

 

С 2009 года мы стали проводить фестиваль «Шедевры мирового музыкального искусства в Кафедральном соборе». На этих фестивалях прозвучали грандиозные произведения И. С. Баха «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», оратории Генделя и Мендельсона, «Всенощная С. Рахманинова, «Кармина Бурана» К. Орфа и другие произведения, в исполнении которых участвовали музыканты России, Германии, Польши, Белоруссии.  

 

Большое значение придавалось социальным проектам, одним из которых была «Школа здоровья», в которой занятия вели врачи, психологи, философы, а Артем Хачатуров обеспечивал соответствующую музыкальную программу. На Школу доставлялись автобусами люди из всех районов нашей области, из отдалённых сёл. Это доставляло людям огромную радость и помогало в сохранении здоровья. В настоящее время этот проект из Кафедрального собора убрали, но его организаторы, по-прежнему, бескорыстно, без оплаты за труд проводят Школу здоровья в ДК железнодорожников.

 

В программах концертов в Кафедральном соборе огромное место занимала русская музыка. А. Хачатуров познакомил слушателей с органными произведениями отечественных композиторов, за что получил городскую премию «Патриот земли Российской имени великого князя Александра Невского». А в целом за девять лет работы в Соборе как органист, Артём Хачатуров исполнил несколько десятков различных произведений, созданных для органа, причем, сложнейших сочинений, а не переложений песен советских композиторов, чем известны нынешние органисты.

 

Я думаю, что, подсунув на подпись губернатору буклет, в котором ни слова не сказано об органисте, который в течение 9 лет собирал полные залы, который все эти годы безупречно заботился об органном комплексе, Таривердиева со своей компанией оказала А. А. Алиханову медвежью услугу. Получается, что он присоединился к хамству, столь характерному для Таривердиевой, демонстрируя полное неумение разобраться с ситуацией, уяснить, что люди, полагавшие, что, по выражению Ермака, орган не такой уж сложный инструмент, чтобы за ним постоянно следить, надеялись только зарабатывать на органе, на соборе, по принципу «после нас, хоть потоп».  

 

В буклете ничего не говорится о тех грандиозных концертах, которые проходили в Соборе, которые транслировались на всю Европу, на которые заранее, за несколько месяцев приобретались билеты как российскими любителями музыки, так и зарубежными. Зато упоминается авторский проект Авраменко «Орган. Посвящение в тайну», в ходе которого посетителей ведут к органу, что закончилось однажды опасной выходкой пьяного посетителя.

 

Таривердиева в своих интервью постоянно жалуется на «некультурную» калининградскую публику, которая игнорирует её блестящие проекты. Тем, кто отвечает за культурную политику в области стоит задуматься над этим, вспомнив, что на концертах Хачатурова зал всегда хорошо заполнялся, а бывало, что и приставных стульев не хватало. Впрочем, вспомнить они не могут: на концерты не ходили, в культуре, как любит громко «пошутить» Гольдман не разбираются.

 

 

Заслуженный строитель Российской Федерации,

Почетный гражданин Калининграда,

Почетный доктор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта

И.А. Одинцов

 

  Леонид

13.05.2018, 14:29

Мне тоже довелось прочитать буклет Таривердиевой. И. А. Одинцов все правильно написал, но не отметил еще одну характерную особенность нынешней культурной политики в соборе - это антихристианские действа. Например, в этом же буклете Таривердиевой значится программа на 18 мая текущего года. Анонсируется 'Путешествие на волшебный остров' (это обычное название, которое дает Таривердиева острову Канта). В программе выступление в Кафедральном соборе оркестра под управлением Фельдмана. Прозвучат 'Кикимора', 'Баба Яга' Лядова и музыка из кинофильмов, можно не сомневаться, что она будет с соответствующей чертовщиной. Но особенно впечатляет название концерта, который начнется в соборе в 24 часа: 'Ночная бесовщина', исполнять это будет эстонский органист.

Цитировать

  Александра

14.05.2018, 09:39

Прав И. Одинцов, подставляет и издевается Таривердиева над губернатором Алихановым. Одна фраза в подсунутом его обращении чего стоит: 'Во многом благодаря ему Калининград приобрел статус органной столицы России'. Не говоря уж о том, что в Москве и Петербурге десятки органов, прочитал бы отзыв, например, члена жюри конкурса органистов имени М. Таривердиева, Д. Зарецкого. Вот, что он писал в журнале 'Орган', №3-4, 2013: 'Что касается органа в филармонии, то он уже давно не отвечает уровню конкурса, и с каждым разом эта дистанции только увеличивается. Это относится и к морально устаревшей системе свободных комбинаций (к тому же во время игры их рычажки самопроизвольно 'уходят' в орган и к интонировке (особенно язычковых регисторов). Да и трактура нуждается в регулировке. Каждый раз жюри обращается к руководству области с просьбой предпринять усилия в этом направлении, а 'воз и нынче там'. Не помешал бы участникам и небольшой орган для занятий.
Руководство области - это ведь губернатор и его команда с культуристом Ермаком и предпринимателем Гольдманом?
О состоянии органов в Кафедральном соборе Одинцов еще мягко сказал. И где тут органная столица России? Все, что связано с Таривердиевой, либо глупость, либо ложь, которой она заляпывает губернатора Алиханова.

Цитировать

  Владимир Перминов

16.05.2018, 16:19

То самое чувство, когда после долгих лет приходишь в дорогой ресторан, а там шеф-повара поменяли на тюремного кока. Слушал в Калининграде орган в 2009, 2013 и 2015, когда ещё играл тот старый органист, это был просто космос. Вижу, что органистов поменяли, теперь два новых вместо того, что был раньше. И в этот раз нас с женой ожидал неприятный сюрприз в виде нечленораздельного мычания Абраменко. Ладно, думаем, наверное второй получше. Но второй органист — это просто ужас, непонятно, откуда его откопали и за какие такие заслуги взяли. Очень жаль, что испортили такое хорошее место. Не советую никому ходить на орган, цена билета — хороший бизнес-ланч. Время проведёте с пользой и настроение хорошее сохраните.

Цитировать

  Ирина

19.05.2018, 15:05

'Мерзость запустения...' - такое определение подходит тому, что стало происходить в Соборе после того, как в 2014 г. по-хамски уволили сначала директора Собора И.А. Одинцова /почетного гражданина г. Калининграда/, а затем в 2016 г. хранителя органа Артема Хачатурова.
Вместо высокой классики, прямая теле демонстрация которой производилась на Европейские страны, теперь проводится низкопробная смесь исполнений на уровне самоучек и пересмешников. Да еще и с уклоном на пошлость и бесовщину.
Что там сейчас только не проводят? Совместный концерт органа со свистками и пр.
Не удивляйтесь, если объявят концерт органа с ложками.
Как говорил профессор Преображенский в знаменитом романе: 'Пропал дом...'.
А всем, кто привык слушать Артема, приходится ездить в Светлогорск, где он постоянно дает концерты в тамошнем органном зале /спасибо огромное Макарову/!

Цитировать

  Анна

23.05.2018, 00:45

Зря, дорогая Ирина, Вы подкинули соборной компашке идею о концерте для органа с ложками. Они ведь ее реализуют. Предпосылки для этого созданы. В том же буклете анонсируется на 23 июня концерт для органа с балалайкой. А на 30 сентября намечен концерт органа с дудуком. Я совершенно не против народных инструментов, всегда любила оркестр им. Андреева, но чувства стиля у Таривердиевой и ее ментов нет. В готическом зале с соответствующей акустикой балалайка и дудук в сопровождении хрипящего органа - это нонсенс.
В общем-то все происходящее было предсказуемо. Уже на представлении Таривердиевой Алихановым из ее ответов журналистам было понятно, что кругозор дамочки как у хуторянки из Одесской области.

Цитировать

  Мария

27.05.2018, 18:52

Кто же в конце концов просветит младого губернатора, или ему только до футбола? Впрочем, министр культуры Мединский остался при кресле, значит ничего в культуре (Таривердиева успела облизать министра) Калининградской области, вероятно, не изменится!!!! Будете жить воспоминаниями!

Цитировать

  Елена Сергеевна

30.05.2018, 20:58

Все же удивительный уровень музыкального образования у Таривердиевой. В смысле - на уровне начальной музыкальной школы. Об этом ясно говорит программа заключительного акта празднования юбилея органа. Как написано в буклете, осенью будет концерт: 'Болезнь куклы. 'детские альбомы' Р. Шумана и П. И. Чайковского в переложении для органа'.
Помнится, эту 'Болезнь куклы' я играла во втором классе детской музыкальной школы. И все остальные пьесы советские дети, учившиеся в музыкальных школах, играли во 2 -4 классах, в зависимости от школьных успехов. В Кафедральном соборе под руководством Таривердиевой эти простенькие пьесы исполнит органист Авраменко. А говорили, что он в консерватории учился...

Цитировать

  Наталья Лопухина

03.06.2018, 23:32

Согласна, прав Игорь Александрович во многом. Таривердиева жалуется на нашу 'некультурность'. Для нас искусство - часть культуры априори. 'Кантвейн' не употребляем, поэтому чужда нам не только 'Ночная бесовщина', но и вся дневная аналогия. Для нас искусства там уже нет, и, хвала Богу, их 'культурой' не заражены. Если работники собора и органисты уже освоили 'детские альбомы', то и басню Крылова 'Мартышка и Очки' должны знать из школьной программы для начальных классов. Ситуация - один в один. В конце мораль: '...К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.'

Цитировать

Действительно, все, что сказали комментаторы соответствует истине. Нет ни культуры, ни вкуса, ни понимания особенностей памятника архитектуры, памятники истории 14 века. В нем нельзя разговаривать, как на сельском базаре, никакой жаргон там не допустим, а на афише значится: 'Сообразим на троих'. Это, уважаемые любители музыки, не о выпивке, а сообщение о концерте. Но так о музыке могут объявлять только алкоголики. Интересно, Таривердиева не из них?

Цитировать

  Мария

07.06.2018, 14:05

И эта 'деятельница от культуры' смеет рассуждать о некультурности калининградцев! Когда же, когда разгонят всю эту шатию-братию? Собор превратили, даже не в сельский клуб, а в какую-то уголовную 'малину'! 'Мурку' еще не исполняли?

Цитировать

  Сергей

16.06.2018, 15:08

Был в Питере, поговорил с музыкантами и о загубленном органном комплексе тоже. Мне рассказали, что фирма, на которую у Таривердиевой была большая надежда, отказалась заниматься органами Кафедрального собора, поскольку они доведены до ужасающего состояния. Конечно, люди, далекие от музыки, особенно из городов, где нет органов, не знают, как должен звучать этот 'король музыкальных инструментов', и все, что ляпают эти 'титулярные органисты' 'хавают'. Жаль, что и в министерстве культуры нет специалистов, горестно, что настоящие музыканты, которые живут в Калининграде, так за себя боятся, что и слова сказать не могут. Но они люди в возрасте, помнят суровые времена цензуры, а среди молодых нет либо хороших специалистов, либо тоже боятся сказать что-то против 'неутешной вдовы'.

Цитировать

Ваш комментарий:




 

Эксклав.RU - новости Калининграда, форумы, фото © 2010

Связаться с нами - главный редактор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
администратор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script отдел новостей:

Православная Ярмарка

 
Яндекс цитирования Rambler's Top100