12+
   

Осиротевший Собор. 10-летие Калининградского органного комплекса

04.02.18

Стенограмма программы “Гость в студии” на радио “Русский край”

18 января 2018 г.

 

Добрый день. В эфире программа “Гость в студии” и я, ее ведущая, Екатерина Тихомирова. Сегодня у нас в гостях Почетный житель Калининграда, заслуженный строитель России, бывший директор Кафедрального собора Калининграда Игорь Александрович Одинцов и профессор, бывший председатель наблюдательного совета Кафедрального собора Ирина Сергеевна Кузнецова.

 

Image В этом году Калининградский органный комплекс отмечает юбилейную дату – 10 лет. И сегодня в студии мы поговорим о том, как в Калининграде появился орган и выясним, как сегодня складывается жизнь Кафедрального собора на Острове.

 

Игорь Александрович, вы имеете непосредственное отношение к этому событию. Сам собор сегодня существует благодаря вам. Многие сегодня даже не помнят, как он появился в соборе. Другие намеренно упускают эту историческую справку. Впервые уникальный органный комплекс зазвучал для калининградцев 10 января 2008 года — в этот день собор обрел свой голос и стал главной музыкальной площадкой региона. Игорь Александрович, расскажите, как появился орган в Кафедральном соборе на Острове?

 

Image Игорь Одинцов.: Я хочу немного поправить – не благодаря Игорю Александровичу Одинцову, а коллективу, который был в Кафедральном соборе, который делал этот объект. Если подойти с точки зрения истории, мы все знаем, что собор погиб в результате налета английской авиации. Мы все помним, когда он стоял в руинах. Никому он был не нужен. Затем пришло время, когда к нему повернулись лицом. Первым человеком, который обратил на него внимание, был митрополит Кирилл. Он несколько раз был в соборе, мы с ним говорили. Он благословил меня на проведение работ. Потом появилось очень много людей, который собирались сделать из собора начиная от ресторана – заканчивая танцплощадкой. Тогда было принято решение – собор является федеральной собственностью, культурным центром. Но это не значило, что мне дали деньги. Денег не было. Наш коллектив, маленький коллектив в соборе эти деньги зарабатывал. Самую главную помощь для собора, появление его изюминки – органного комплекса, нам оказал Владимир Владимирович Путин. Он приехал сюда во время празднования. Здесь был Шредер и его жена. Жена Шредера, когда они вошли в собор, она заплакала. Владимир Владимирович сказал, что вот Одинцов сделал этот собор. Я попросил, знаете здесь был отличный орган, который погиб – помогите. Нам было выделено 4 млн евро. Я что хочу сказать -  и собор, и орган – это подарок Калининградской области от Владимира Владимировича Путина. Надо уважать нашего президента и не уничтожать то, что он подарил нам.

 

Но для того, чтобы поставить орган, надо было закончить все работы внутри. Эта работа продолжалась очень долго, денег не было. Деньги мы зарабатывали, вкладывали. Вскоре мы провели несколько конкурсов, в которых участвовали несколько фирм. Во-первых Гарик Родберг пришел и сказал: “я тебе дам адреса, ты посмотри и выбери какой орган сделать. Я считаю, что надо швейцарский орган”.  Потом появились другие люди. У нас появилась группа, не просто Одинцов принимал решение – такая-то фирма, такой-то орган. Во главе этой комиссии стоял ректор Казанской консерватории. Он один из лучших органистов России…

 

Ирина Кузницова: … народный артист…

 

И.О.: … народный артист. В эту комиссию входила Малина – преподаватель, органист Московской консерватории..

 

И.К.: … она отвечает за московский орган, она крупнейший эксперт в области органов.

 

И.О.: Была фирма, которая делала орган до войны, до погибели его. Я был в этой фирме. Три дня жил у них.  Я посмотрел, у них нет той направленности технологической, чтобы делать этот орган. Потому, что заказов было мало, люди разбежались. Я понял, что доверять им такую большую работу нельзя.

 

И.К.: Там еще один момент был. Игорь Александрович, вы тогда мне рассказывали. Они не делали ни трубы – ничего. Они покупали и занимались сборкой. Знаете, как конструктор.

 

Екатерина Тихомирова, ведущая: То есть покупали детали и сами собирали?

 

И.К.: Да. Но это было не приемлемо.

 

И.О.: Потом было несколько других фирм. Была одна фирма из Швейцарии. Была фирма из Германии. В конце концов мы остановились на двух фирмах. Первая фирма – Кляйс (о которой талдычит новая руководительница Кафедрального собора Таривердиева, практически ничего не понимая. Эта фирма – сборочная. У них нет технологий).

 

И.К.: Если можно я тут добавлю. Дело в том, что были сформулированы условия, которым должны отвечать фирмы. Нужно было вернуть прежний внешний облик органного комплекса. Фирма Кляйс проигнорировала это условие. Она проигнорировала условие создания комплекса из двух органов и предложила проект создание комплекса в виде сундука, выдвинутого вперед. Это было совершенно неприемлемо, поэтому комиссия в составе с Игорем Александровичем, профессором Малиной, профессора Абдулиным (ректора консерватории) – они все пришли к выводу, что это неприемлемо.

 

И.О.: Стал вопрос делать орган фирмой Александра Шуке. Я был у них, тоже жил неделю. Увидел технологический процесс от и до: начиная от того, как они льют металл (причем специально подобранный). У них есть техническая документация на строительство подобных органов. Самое главное расчет мензур – труб.  То не простая работа, потому что малейшее изменение размеров или толщины стенок – звучание инструмента будет совершенно другое. Они меня удивили, показав, как хранится лес. У фирме Шуке на одном складе хранится древесина “вишня”, на другом – “дуб”. Причем несколько лет они находятся в условиях естественно сушки. Да, сейчас есть условия для современной сушки – вакуум, то тогда древесина оставляет за собой свойства втягивать влагу. То, что делает Шуку – сделано по самым строгим законам.


Е.Т.: И вы обратились к Шуке, и эта фирма создавала орган?


И.О.: Да. Мы собрались в Москве, заключили договор. Но перед этим сюда (в Собор) приехали ребята, которые узнали, что есть деньги. Я не буду называть фамилии. Они предложили мне определенную сумму, чтобы я уступил подряд на создание органа именно им. Но я грубый человек, я их послал. Приехал в Москву, тогда был замминистра Малышев. Был заключен договор с Министерством культуры. Я специально эти вещи сейчас говорю, потому что сейчас, когда делали празднование годовщины органа, тех людей, который хотя бы близко стояли его создания не позвали. Начинают придумывать и натягивать одеяло на себя. Был заключен договор, где мне давали функции заказчика, т.е. договор с Шуке заключал я на основании указа министра культуры России. Переговоры были сложнейшие. Касалось это всего Кафедрального собора, начиная с отделки. Например, говорилось, мол отделку фасада собора будут делать хорваты. Я сказал, раз хорваты – мне здесь делать нечего. Только русские – фирма Максик. Со мной согласились. Дошли до каркаса органа. Будут делать – поляки. Я говорю, никаких поляков – только русские, калининградская фирма Кузница на Печатной. Когда был сделан каркас органа …

 

И.К.: это 14 тонн…

 

И.О.: … представители фирмы сказали, если мы будем делать орган где-то по близости, каркас будут делать не поляки, а русские. Было много подножек: растормаживание органа. Но я хочу сказать, наши калининградские мастера, поддержка со стороны владыки Кирилла и многих других - позволили сделать сперва маленький орган, затем сделать большой орган, в последующим запустить весь комплекс. Никаких денег, за исключением выделенных на строительство органа, собор не получил. Приезжали, конечно, некоторые губернаторы, обещали. Но не денег… одни слова.

 

Е.Т.: то есть собор сам все заработал?

 

И.О.: Мы ставили памятники, восстанавливали объекты – зарабатывали деньги. Но появились люди которые выдавили меня из собора.

 

Е.Т.: В 2015 году Калининград подвергся шоку. С Игорем Одинцовым не продлили контракт. Он был отстранён от своего детища, дела всей своей жизни. Сначала руководить собором поставили Аркадия Фельдмана, вскоре на смену ему пришла Вера Таривердиева. Новый директор – руководитель-гастролёр. Она бывает в Калининграде от случая к случаю, а руководит Кафедральным собором, как она сама писала в соцсетях, по интернету и телефону. Игорь Александрович, вы следите за судьбой Кафедрального собора?

 

И.А.: Я сразу хочу сказать, собор находится в стадии полу разрушения. Во-первых, он не был закончен. Во-вторых, когда человек болеет, его подлечили чуть-чуть и за ним наблюдает врач, но те наблюдения, которые мы вели за собором – прекращены. Почему? А не кому заниматься этим. Таривердиева – она фамилию имеет, но не образование. Она не органист, не строитель, она не реставратор – она никто. Кроме того, там начали делать такие вещи (до людей это еще не дошло) экскурсии на чердак.

 

Е.Т.: Этим экскурсиям мы еще уделим внимание более подробно.

 

И.А.: Многое демонтируется. Когда мы заключили с немцами контракт, мы договорились, на 10 лет обслуживания органа. То есть если у нас появляются какие-то причины для волнения, они приезжают. Если вина наша, мы платим. Если нет, они делают за свой счет.

 

Е.Т.: Насколько мне известна, фирма Александра Шуке отстранена. Вера Таривердиева обвинила их в непорядочности и обещала не допустить к органу…


И.К.: Позвольте я объясню, поскольку я была с этими людьми связана. Дело в том, что фирма была просто отлучена. Я как председатель наблюдательного совета пыталась их пригласить, даже обращалась к губернатору. Он дал указание Ерману (министр культуры и туризма Калининградской области) сначала пригласить представителей этой фирмы. Но появилась Вера Гориславовна (Таривердиева – прим.ред.), которая решила, что Шуке к органу допущена не будет.

 

Е.Т.: Она объясняла причину своего решения?


И.К.: Она начала заниматься тем, что на юридическом языке называется – дезинформация. Она заявила, что фирма банкрот. Но ведь не у фирмы собирались брать деньги, а ей заплатить. Но дело в том, что фирма работает, благополучно выполняет заказы в самых разных странах мира. Например, сдала очень большой заказ в Харькове. Отметили десятилетие органа в Архангельске. А в последние годы у нее было строительство в Южной Америке – заказ правительства Аргентины, и в Китае – только что сдали китайский орган.

 

И.О.: … причем уникальный…

 

Image И.К.: То есть эта фирма продолжает быть уважаемой и ценимой во всем мире.  И между прочим правительство Германии доверило фирме Александра Шуке реставрировать орган самого Баха. Это было решение правительства страны. Но Вера Таривердиева заявила, что эта фирма – банкрот. Это с одной стороны. А с другой, она стала кричать, что пригласит сюда другие фирмы. Сегодня мы уже упоминали фирму Кляйс. Фирма Кляйс, когда начинались работы, она завершила работы по реставрации в Петербурге органа в большом зале консерватории. Это оказалось трагедией для органа. С тех пор часто складывалась ситуация, когда органист приезжает играть, а концерт отменяется по той причине, что орган в страшном состоянии, он не работает. Сразу после того, как открыли – пригласили величайшего органиста современности Оливье Латри, он большой друг нашего органа. Так Оливье Латри, сыграв на органе фирмы Кляйс, не постеснялся и публично дал интервью, рассказал все, что он думает о том безобразии, которое фирма устроила с петербургским прекрасным органом. Его интервью было отксерокопировано и отправлено во все филармонии нашей страны. Но Таривердиева держится почему-то за эту фирму. Хотя, конечно, она совершенно не разбирается в этом. Когда мы были у руководителя Росимущества (это же федеральная собственность), я снова сказала, что требуется пригласить в Кафедральный собор специалистов фирмы Шуке, Вера Таривердиева завопила, что “только через мой труп”, снова повторила, что ей известно, что фирма обанкротилась. Она начала от меня требовать схемы органа: “дайте мне схемы, мы все сами настроим”. Кричала она публично. Аргумент у нее был один – “я видела столько органов в своей жизни, сколько вы не видели”. Я верю в это. Она ездит в многие страны, живет в Гамбурге, много времени проводит в Канзасе. Но я знаю их устройство. 

 

И.О.: Когда меня выдавили из собора, если господа, которые чувствовали, как их раскулачивали – наверное, я точно также чувствовал, как меня раскулачили. Но сделана была маленькая хитрость, был приглашен представитель Шуке. Сделали техническое обследование органа. Вердикт был один – все нормально.

 

И.К.: Вы мягко говорите. Было проведено полное обследование, написано было по каждому пункту – состояние безупречное. Механическая часть, электрическая – все безупречно.

 

Е.Т.: А сейчас?

 

И.К.: Сейчас мы не знаем, но судя по тому, как он звучит – полное безобразие. Там же в перечень документов был приложен список тех инструментов, которые входили в комплект обслуживания органного комплекса. Станок, специальный. Отсутствует. Тогда и вскрылось, что станок стащили.

 

И.О.: Дело в том, что, когда мы заключили десятилетний контракт с Шуке, представитель фирмы сказал, что у него есть станок. Он специальный, точный для обработки древесины. Он оставил ее под мою ответственность. И этот станок, часть дара Владимира Владимировича Путина – украли. Я написал в милицию. Было написано три письма. Но разве бывшие милиционеры, не полицейские, своих сдают? На сегодняшний день станок похищен, а не возвращён государству. А его стоимость входит в стоимость органа.

 

И.К.: Полиция признала, что хищение произошло. Но не смогли выяснить, куда станок делся. То есть бывшие милиционеры умеют заметать следы, и нынешние, по-видимому, им не уступают в мастерстве раз не смогли найти.

 

Е.Т.: Какова судьба работников собора, команды, которая стояла у истоков?

 

И.О.: Практически всех уволили.

 

Е.Т.: Артем Хачатуров? Он еще работает в соборе?

 

И.О.: Нет.

 

Е.Т.: Каким образом его проводили из собора?

 

И.О.: Когда мы Артема Хачатурова брали, у нас были большие перспективы. Он представлял Калининградскую область в Германии. Он играл в Польше. Все концерты проходили с громадным успехом. Он был и настройщиком органов, он прошел соответствующую подготовку. Он был хозяином органа. Сейчас до органа добрались все, кому не лень. Откуда только не приезжают настраивать. Большого органа нет, он практически расстроен.


Е.Т.: Он не звучит сейчас?

 

И.К.: Нормально не звучит. По поводу Артема Хачатурова. Как исполнитель, он один из лучших в нашей стране. Я ссылаюсь не только на свое мнение, могут сказать, что я пристрастна. Когда Таривердиева объявила конкурс на замещение вакантных должностей, 15 ведущих органистов Европы, начиная с великого Оливье Латри. Он главный органист Нотр-Дам и Собора Парижской Богоматери, профессор Парижской консерватории, человек с мировым именем. Подписали письмо профессора различных консерваторий, ректоры специальных музыкальных школ из Англии, Германии, Швейцарии. Они дали рекомендации, по которым Артема можно назначать директором консерватории. Мы письмо перевели и заверили нотариально. Эти документы у Артема даже не приняли, потому что изначально у Таривердиевой было желание заменить его на Юсупова…

 

И.О.: … студента…

 

И.К.: … как оказалось из консерватории Абдулин его выгнал. Кстати забыли на этом мероприятие, которое проводилось в честь десятилетия, что первым органистом, который играл на этом органе был народный артист Рубин Абдулин – ректор Казанской консерватории, а на малом тогда играл наш Артем. Почему в это все (изгнание Хачатурова) не вмешался министр культуры?

 

И.О.: А у нас есть разве министр культуры, Ирина Сергеевна?

 

И.К.: У нас министр культуры и туризма. Но никто не вмешался в то, что уволили органиста, который девять лет держал орган в абсолютном порядке – это подтвердила экспертиза Шуке. И даже Зарецкий, который входит в жюри конкурса Таривердиевой, на которого она всегда ссылается, написал о том, что в Калининграде органный конкурс находится в идеальном состоянии благодаря заботе Артема Хачатурова. Но те милиционеры, которым надо было расчистить поле, взять того же Юсупова, того же Авраменко, они оболгали Артема. Они вдруг заявили, что он испортил орган. Они не выслушали Артема, не спросили людей, которые в этом разбираются, не задали мне вопрос, как председателю Наблюдательного совета. Они просто взяли и запустили слух, что он испортил орган. Он – человек, который спасал орган, когда тот был залит водой.

 

Е.Т.:  Игорь Александрович, в этом году Кафедральный собор празднует большую дату -  вас –летие органного комплекса. Празднует фестивалем Орган плюс. Вас пригласили на фестиваль в качестве почетного гостя, например?

 

И.О.: Нет. Что вы, я враг для них. Я скажу прямо, Владимир Владимирович Путин недавно проводил совещание. Он сказал, что культура является основным хребтом государственности Российской. Все что делается в Кафедральном соборе, делается для того, чтобы этот хребет был поломан. Я стаю категорически против того, что все те дела, которые они творят, остались безнаказанными. Раньше у нас была такая традиция, мы привозили из области детей и показывали им в Кафедральном соборе истоки русской культуры. Сейчас все это закрыто.

 

Е.Т.: К слову о культуре. В Кафедральном соборе проходят разные экскурсии. Экскурсия по чердакам, о чем мы говорили в начале программы… Это идея Веры Таривердиевой…

 

И.О.: Да. Ну как продавать винные напитки в соборе? Только они винными у них не называются.

 

И.К.: Кантвейн. Вроде он безалкогольный, но …

 

Е.Т.: Но мы не о коктейлях, а о мероприятиях.

 

И.К.: Это следующие мероприятие. Тот, кто общался с Верой Гориславовной, сам плохо знал историю. Она же в отношении истории нашего края, человек совершенно необразованный. Они заявили, что в Кенигсберге были так называемые чердачные зайцы. Они залезли на чердак, и решили, что музыканты должны там играть. На самом деле это история 1410-го года. Тогда профессиональные музыканты называли чердачными зайцами музыкантов, которые не состояли в гильдии и на улицах в Рождество, на Пасху на углу улицы пиликали на скрипке, дудочке или свиристели, а им за это бросали денежку.  Их презрительно называли “чердачные зайцы”. А Таривердиева решила на чердак запихнуть людей. Нашлись два или три музыканта, которые почувствовали себя “чердачными”. Ну по уровню мастерства, наверное, они такими и были. Но туда, на эти концерты, никто ходить не стал. И все заглохло, само собой.

 

Е.Т.: Идея провалилась.


И.К.: Провалилась.

 

И.О.: Мы не переживали это все внутри себя. Мы обращались в администрацию, к публике, к нашему народу. Маленькая справка, 2,5 тыс людей в интернете написали на имя Алиханова – нашего губернатора, протест против того, что убрали Артема Хачатурова. Я не говорю о себе, что там тоже были протесты. Я написал открытое письмо по вопросу культуры губернатору. Ответа нет. Мы написали по поводу тех концертов, что проводятся в соборе. Они позорят Калининградскую область, позорят Россию. Ни ответа – ни привета.

 

Е.Т.: Игорь Александрович, а Вера Таривердиева, когда пришла на должность руководителя Кафедрального собора, она связывалась с вами? Просила совета или помощи?


И.О.: Нет. Она во время ее представления заявила, что это Одинцов сказал, что я протестую против передачи Крыма России.

 

Е.Т.: Она была одной из тех 140 деятелей культуры, кто в марте 2014 года обратились с открытым письмом к своим украинским коллегам, в котором они осудили российскую военную интервенцию в Украине, а также беспрецедентную антиукраинскую кампанию, развязанную российскими государственными каналами.


И.К.: Вера Гориславовна дала в интервью такую справочку, что ее радует, что ее друзья поддерживают. Вот недавно в Кафедральном соборе провели День философии. Мне философы, которые увидели эту информацию, из разных стран прислали возмущенные письма. На афише Всемирный день философии называется – “Ремесло экстаза”. Во-первых заметим, что философия – это наука, исторически любовь к мудрости, ядро мировоззрения. Но вдруг это ремесло, да еще и экстаза. Но для полного экстаза, они еще и Кантвейн там стали продавать. Этот позор ложится пятном на нашу область.

 

И.О.: Я хотел бы обратиться к нашему губернатору, надо разобраться с хищением в соборе. Пусть кто-то придет, разберется и расставит точки над “и”. Даже прокуратура написала, что допущены нарушения при проведении конкурса.

 

Е.Т.: Игорь Александрович, вы заслуженный строитель России. Я прошу вас дать оценку состоянию самого здания собора, с профессиональной точки зрения.

 

И.О.: Вы поймите, это очень старый объект. Проведены инженерные работы, но кроме них есть другие, параллельно идущие. Мы не закончили Русскую Православную часовню. Нам не дали. У меня сложилось впечатление, что кто-то очень не хотел, чтобы мы ее закончили.

 

И.К.: Для меня лично было открытие, когда я узнала, как Игорь Александрович постоянно следит за осадкой Кафедрального собора. Это было очень важное действие.

 

Е.Т.: Фундамент оседает…


И.О.: Башенная часть села на 1 метр 67 см. Если вы станете лицом к собору, вы увидите, как одна башня и другая наклонились друг к другу. Они наклонились до 30 см. Я всегда смеялся и говорил, что это Пизанские башни Калининграда. Дело в том, что на этом месте когда-то находилось озеро. Они посадили собор прямо на это озеро.

 

Е.Т.: С момента вашего ухода, какие-то работы проходили?


И.К.: Там, во-первых, нет специалиста. А единственное, что со зданием меня заставили обратиться  в Охрану памятников. Когда в результате шторма слетела черепица с одного из контрфорсов, Фельдман вызвал своего знакомого, который скинул всю черепицу. Тот пробил в стене борозду, засунул туда жестянку и сжали контрфорс. На мой протест, мне ответили, мол вы меня не любите. До него мне никакого дела нет, волнует собор. Тут же была замминистра Кошемчук, которая сказала, что у меня не конструктивная критика. Но ведь есть на десятилетие закупленная Игорем Александровичем черепица. Достаточно было повесить две упавшие черепички. Но, когда я позвонила, пришли специалисты, заставили все сделать – черепица сразу нашлась. Все сделали, но дырка в стене осталась.

 

И.О.: Я еще раз обращаюсь к руководству нашей области: помогите спасти собор. Вы можете не принимать меня, можете не отвечать на мои письма, но спасите собор.

 

Е.Т.: Игорь Александрович, как сегодня складывается ваша жизнь? Чем вы занимаетесь?

 

И.О.: Как вам сказать… Читаю – читаю. Если кто-то думает, что я не знаю, что творится в Кафедральном соборе – это не правда. У меня раздаются звонки, мне рассказывают. Рассказывают о пьянках в Кафедральном соборе. Ко мне подходят люди на улице, и говорят: “спасибо, то вы не молчите”. Я молчать не буду. Я пережил блокаду Севастополя, я видел пленных, которых гнали по улицам, я Крым никому не отдам. А нашу, русскую культуры я буду защищать до последнего вздоха.

  Александра

04.02.2018, 21:31

все правильно сказали. я эту передачу слышала, мы ее обсуждали с коллегами. не верю, что что-то изменится, потому что губернатору не до собора, Гольдману не до культуры, а Ермак понимает только в стрит-фуде. Никогда в нашей области не было столь жалкого состояния культуры.

Цитировать

  Наталья Лопухина

05.02.2018, 21:08

Калининградцы - свидетели состояния Кафедрального собора при И.А.Одинцове, как звучал орган при Хачатурове, и нынешнего состояния собора и органа. Мы видим как уничтожается наша культура, образование, нравственность. И уже неинтересны побудительные мотивы, будь то глупость или злой умысел. Итог всегда один - деградация. И, как издевка, звучат 'высокопарные' слова В.Таривердиевой:' Мы хотим принести жизнь на остров'. Что они принесли, мы видим. Глядя на эти их старания в месте 'особого смысла и силы', невольно вспоминается басня Дениса Давыдова 'Голова и Ноги'. И коль мы никакого справедливого решения по данному вопросу не увидим, хотелось бы надеяться на чувствительность немцев к любого рода клевете. Фирма Шуке, существующая 200 лет, очень болезненно отнесшаяся к порче их высочайшего творения, вряд ли промолчит, узнав о том, что И.С. Кузнецова тактично назвала 'дезинформацией' из уст В.Таривердиевой. Во всяком случае, калининградцам очень хочется надеется на это.

Цитировать

  Андрей

06.02.2018, 20:11

Конечно, Таривердиева - человек чужой в Калининграде, редко здесь бывающий, а если и появляется в соборе, то с глупостями вроде 'Ремесла экстаза', коим она желает видеть философию. Среди областного руководства нет человека, который уяснил бы, что эти глупости компрометируют не только область, но шире - русскую культуру. Но не забудем, что в отсутствие Таривердиевой Кафедральным собором руководят уволенные из полиции типы. Это тоже - позор для Калининградской области. Это стыд и позор: в учреждении культуры заправляют бескультурные вороватые граждане. Станок они украли, надо бы проверить, экспонаты музея на месте ли? Ведь не зря работники собора прошлись по антикварным магазинам, выясняя, сколько стоят те или иные музейные предметы. У них есть чутье, они понимают, что время их на исходе, ведь грядут перемены, и их в лучшем случае просто уволят. Вот они загодя готовятся сбежать не с пустыми руками.

Цитировать

  Мария

08.02.2018, 11:00

Калининград - страна глухонемых и слепых! Сколько не звони в колокола, не кричи и не показывай, что творится с Собором, в частности, и с культурой, вообще, никто ничего не видит и не слышит!

Цитировать

  Мария

10.02.2018, 20:35

Эй! Проснитесь! Отжимают и разрушают, то, из-за чего стоит приезжать в Калининград!

Цитировать

  Анна

10.02.2018, 22:31

Хочу рассказать о концерте в Кафедральном соборе 7 января 2018 года. Моя давняя приятельница уговорила пойти на дневной концерт, на 14 часов, который, как сказали работники собора, должен был длиться 1 час 10 минут. В центральную дверь нас не пустили, сказали, что ее заклинило, поэтому вошли в боковую дверь. В зале сильно и неприятно пахло едой, что не удивительно, ведь буквально рядом с этими дверями что-то готовилось для фестиваля стрит-фуда, который заполонил весь остров, создавалось впечатление, что и до Канта доносятся запахи уличной еды, нарушая его покой.
Большой орган не работал. Авраменко играл на Малом органе, ему помогала арфистка. Играл он с большим воображением, явно любуясь собой. Интересно, что произведений, написанных для органа он не исполнил, скорее всего, не выучил. Но музыку Чайковского с поддержкой арфистки мы услышали.
Концерт начался на 10 минут позже, а закончился в 14. 50. Так что все длилось на 30 минут меньше, чем нам обещали. Впрочем, случать дальше этого извивавшегося на клавиатурой органиста не очень-то хотелось.
Цити

Цитировать

  Елена Сергеевна

17.02.2018, 15:37

Намедни в 10 утра гуляла на острове Канта, подошла к Кафедральному собору. Гремела поп-музыка, визгливо пела дама на английском языке. Заходить в собор не хотелось. Но решила всё же подождать и с желающими войти, чтобы послушать, как будет идти экскурсия. В течение часа желающих не нашлось. Посмотрела афишу. Два мероприятия в феврале. Одно - концерт симфонического оркестра, дирижёр Фельдман. Музыка из кинофильмов. Второй - 'органный фейерверк' из произведений ХХ века. Мне имена данных композиторов были не известны. Зная, что орган уже не звучит нормально, не решилась пойти, даже из любопытства к новой для меня музыке. Кроме этих двух концертов, в программе лекции силами работников собора. Поскольку уже все знают о крайне низком культурном уровне этих людей, не думаю, что лекции посещаются. Помнится Таривердиева выражала недовольство прежними лекциями. Но прямо надо сказать, Ю. Гречкин рассказывал интересно и хорошим, грамотным языком, не то, что происходит теперь. Кожевникову я слышала - мрак.

Цитировать

  Россиянка

20.02.2018, 12:57

Интересно, губернатор все также находится в счастливом неведении о провальном кадровом назначении в Кафедральном соборе? 'Подарил' 'девушке' игрушку, а как играть не показал!

Цитировать

  Мария

03.03.2018, 17:04

Позор! Позор! Позор! Калининградцы, вы теряете свое лицо! Последнее, чем можете гордиться!

Цитировать

  L410

05.03.2018, 05:53

Удивительное интервью. Десятки фактических ошибок - ну ладно, спустим на необразованность Игоря Александровича в органных вопросах. Назвать фирму 'Клайс' (одну из двух крупнейших в мире!) сборочной - это надо обладать особой фантазией. Да, действительно реконструкция органа в Санкт-Петербурге была весьма неудачной. Но имело бы смысл поинтересоваться чья в том вина. И убедиться, что в перечне виновников фирма несёт наименьшую вину. При этом за фирмой есть ряд довольно успешно реализованных проектов в России (где еще вчера её не было): второй по величине орган в России в Московском международном доме музыки в зале Светланова, прекрасный новый орган в Ханты-Мансийске, исключительно удачная работа по обновлению органа в Екатеринбурге. Перечень их органов, построенных за последнее время в мире впечатляет - это и новый орган в сенсационной Эльб-филармонии в Гамбурге, и минимум 5 новых огромных органов в Китае, это органы в крупнейших филармониях и важнейших церквях по всему миру (перечень можно на их сайте посмотреть и восхититься). Они обладают полным циклом производства органа. В электронике они поручают разработку пультов и компьютерных систем своей дочерней фирме Лаукхуфф. Остальное делают сами.
Шуге - неплохая фирма, может быть сейчас переживающая не лучшее время. Упомянутый орган в Харькове по отзывам аборигенов пока, к сожалению, не радует звуком. Но то еще можно поправить, поинтонировать. С точки зрения организации процесса и преданности делу - Шуке хорошая фирма. Не знаю, что там у них с ВГТ произошло, но в их профессионализме нет сомнений. Хотя, конечно, сравнивать Класс и Шуке трудновато, слишком разного калибра фирмы. Действительно была информация об определенных трудностях на Шуке. Но как мне показалось, речь больше шла об организационно-финансовых моментах, а не о реальном банкротстве. Фирму подвели ряд заказчиков, задерживавших оплаты (один из низ - из России) плюс санкционный режим, ограничивший возможности кредитоваться на контракты, связанные с Россией.
Дифирамбы Хачатурову - со стороны И.А.Одинцова и его сторонников тема уже привычная. Ни о каком 'один из лучших в нашей стране' и речь быть не может. Артём Хачатуров - органист довольно посредственного уровня. Нынешние органисты филармонии уж точно ничем не хуже. Авраменко давно последний раз слушал. А Юсупова слушал сравнительно недавно. Весьма талантливый молодой человек, имеющий все возможности вырасти в очень хорошего органиста. Будет ли он одним из лучших в стране трудно сказать. Но то, что он талантливее Хачатуров - тут сомнений быть не может.
История с пропавшим станком удивительна. Конечно, пропажа не красит ни собор, ни тогдашнее руководство. Однако, не вполне понятно, как пропажа станка отражается на звучании органа. Для обслуживания инструмента не надо обрабатывать древесину и что-то выпиливать. Такое впечатление, что тему просто раскручивают, чтобы придать субъективному мнению о звучании инструмента какие-то объективные черты. Тут надо мухи отдельно, котлеты отдельно. Это совершенно разные темы.
Всем хорошего дня!

Цитировать

  Мария

06.03.2018, 17:56

Уважаемый I.410, прежде чем ерничать по поводу грамотности Одинцова, протрите глаза и прочитайте, что это стенограмма (а кто распечатал с ошибками неизвестно) передачи! А теперь по поводу 'выдающихся' органистов: что-то зал не ломится от желающих посетить их сольные концерты, и книга отзывов не пухнет от хвалебных отзывов!!! А потому, как автор открещивается от обвинений в адрес фирмы Шуке, становится ясными, кто рукой долбил по клавишам! Привыкли огульно обвинять всех и вся, и ярлыки бездарностей навешивать! Что битесь, что к суду привлекут? А надо бы за всей деяния!

Цитировать

Несколько слов о профессионализме Авраменко и Юсупова. Сначала о первом, причем не как об исполнителе, а как о человеке, который уже года два работает в Кафедральном соборе. История такова: постепенно из Собора убрали всех экскурсоводов, которые обладали соответствующими знаниями и даже могли провести экскурсии на немецком или английском языках. 'Ноу хау' нынешнего руководства стала аттестация, которую они провели для экскурсоводов из турфирм, взяв за это деньги. Знания же им должны были дать Кожевникова, которая позиционирует себя как искусствовед, но практически ничего о надгробиях герцога Альбрехта и его жен рассказать не смогла, отделалась общими фразами. И вот тут-то в дело вступил Авраменко, который по бумажке зачитал о том, что Путин на обращение общественности дал деньги на орган. Бедняга даже за все время работы в Соборе не удосужился прочитать информацию, размещенную в зале. Жалкое зрелище, просто душераздирающее, как говорил герой мультфильма, представляла его лекция. Не зря экскурсоводы отметили нулевой уровень новых сведений.
Теперь о Юсупове. Определить уровень его мастерства не представляется возможным, так как он не играет произведений, созданных для органа, а исполняет песенки разных авторов, преимущественно Таривердиева.

Цитировать

  Мария

06.03.2018, 19:59

Да, жалкое зрелище нынче представляет из себя собор и органный комплекс! Все, что могли угробили! И все пытаются как-то оправдать свои , можно сказать, уголовные деяния! И коллективчик-то собрался тот еще, просто, как пазлы сложились! Что руководители, что исполнители-игруны, что прочие прихвостни! Безграмотные, безрукие неучи! Могильщики культуры!

Цитировать

  Мария

07.03.2018, 19:52

Эй, губернатор, очнись! Взгрей своего 'министра безкультурья'! Дай им по воровским мордам! Подтверди, что ты из команды президента!

Цитировать

  Наталья

09.03.2018, 23:53

Менторский тон 'турболета' малого класса повеселил изрядно. Он сам себе, видимо, кажется Данко из рассказов старухи Изергиль, осветивший нам путь в 'сакральные тайны' великого искусства, т.к. мы не способны слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать и анализировать. Но должны разочаровать L410, на Данко он не похож, а вот со старухой, особенно в период её жизни в Польше, - даже очень. Ну как не вспомнить Ф.Раневскую: 'Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!' Всего лишь чуть больше месяца, и последовал ответ в надрывно - истеричном обертоне (видимо,'турболет' относится к женскому роду). Артему Хачатурову хочется пожелать дальнейших творческих успехов, напомнить, что калининградцы будут ездить на его концерты и в Питер, и В Москву, и в Европу. Его Господь щедро одарил талантом, умом, высочайшей духовностью, скромностью. И только Люди, обладающими подобными качествами, смогли распознать в нем Мастера, ими мы всегда будем гордиться. Глупо и постыдно оскорблять достоинство и честь, но бесчестье без тормозов, самокритика ему неведома. И.А. Одинцов и И.С. Кузнецова, все калининградцы- ваши сторонники. Всегда актуальная Раневская сказала бы:'Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.' Последние никак не угомонятся, хотя у них есть способы расслабляться и забываться, но, видимо, и это уже не помогает. 'Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты', - мудрость от Ф.Р. Вы сделали великое дело, много лет мы наслаждались таким искусством, которое мало кому доступно в мире, - иначе как Благодатью это не назовешь. Благодаря Вам и Хачатурову, наш город стал превращаться в сказку, потому что истинные чудеса идут от наполненных добротой, гармонией, красотой человеческих сердец. Нам всем хочется надеяться на хороший конец, в сказках добро всегда побеждает невежество и зло.

Цитировать

Я внимательно прочитала все комментарии к той беседе, которая состоялась на радио с моим участием и с участием Игоря Александровича Одинцова. Среди отзывов выделяется человек под номером L410, который не согласился с нашей оценкой исполнительского мастерства Артёма Хачатурова. Я хочу, наконец, поставить хоть одну точку над i. Напомню, что В. Таривердиева, став директором Кафедрального собора, объявила конкурс на замещение двух должностей органиста. Об этом я сообщила известным музыкантам, а они связались с крупнейшими органистами Европы, которые выразили горячее желание поддержать Артёма Хачатурова. Было получено 16 отзывов-рекомендаций. Они были переведены в фирме, которая обеспечивает нотариальное удостоверение правильности переводов. Я решила, что пора начать публикацию, достаточно жалеть некомпетентных людей, которые, грубо говоря, наплевали на письма крупнейших органистов Европы и не допустили Хачатурова до конкурса. Наверное, побоялись, что органисты из Польши и Литвы, которые были в жюри и решали вопрос о приёме на работу в российское государственное учреждение органистов, прислушаются к мнению знаменитых музыкантов.
Итак, публикацию я начинаю с отзыва величайшего органиста современности, профессора Парижской консерватории, главного органиста Собора Парижской Богоматери Оливье Латри:
'Я готов оказать полную поддержку Артёму Хачатурову в его профессиональной аттестации, которую он проходит в данный момент.
Я не понимаю, почему, несмотря на его работу в соборе Калининграда, вдруг прекращён его контракт, и требуется проведение конкурса на его собственное место.
Разве многочисленные концерты, которые он дал, не подтвердили его уровень квалификации? Мы все имели возможность услышать его игру, и все может дать ответ: Да.
Разве не подтверждали все органисты, имевшие возможность выступать в Калининграде, что он может (в своё свободное время) прекрасно обеспечить уход за инструментом, который всегда отлично настроен и находится в замечательном состоянии для проведения Концертов? Ответ: Да.
Я нахожу ужасно унизительным то, что его так грубо отстраняют от должности и организуют конкурс, в котором его обязывают принимать участие, если он хочет сохранить шанс продолжить свою работу.
Я открыто прошу новую дирекцию собора пересмотреть его положение и назначить Артёма Хачатурова на его место органиста.
подпись: Оливье Латри нотариально заверенная.

а теперь ещё несколько слов. О. Латри прислал свой отзыв на бланке, где написано:

Olivier Latry Titulaire des Grandes Orgues de Notre-Dame de Paris

Titulaire означает 'занимающий главную должность' при органе Собора Нотр-Дам. Таривердиевой, по-видимому, понравилось это 'Titulaire' и она стала именовать Авраменко и Юсупова 'титулярными органистами', не зная, что 'Титулярный' в России использовался только в сочетании 'титулярный советник' - один из низших чинов. Могла бы вспомнить романс, с блеском исполнявшийся Фёдором Ивановичем Шаляпиным: 'Он был титулярный советник, она - генеральская дочь'. Как известно, генеральская дочь 'прогнала его прочь'.
Могу продолжить публикации. Среди этих отзывов патриарх органистов Ги Бове из Швейцарии, органисты из Германии, Англии, профессор из Южной Кореи, преподающая в настоящее время во Франции.

Цитировать

  L410

13.03.2018, 21:16

Да, Ирина Сергеевна, есть такая проблема. Многие органисты охотно вступаются за своего коллегу, если его (по их мнению) несправедливо обижают. Тут важно кто и как подаст такому органисту информацию. Весьма часто случаются неловкие ситуации с такими письмами.
Насколько я знаю Оливье - он человек принципиальный, дипломатичный и очень корпоративный. То есть, если в его силах будет защитить коллегу - он постарается это сделать. Даже если он его толком никогда не слушал и не имел возможности оценить глубин мастерства.
И вообще, как мне кажется, не стоит так уж слепо верить в такие письма. Иначе мне придется вспомнить чьи письма в чью поддержку подписывались в других случаях, иногда прямо в отношение профнепригодных людей. По разным причинам, соображениям.
Лучший ответ тут - это концерты Хачатурова в лучших концертных залах и соборах Европы. Если он там играет (правда я ни разу не видел его имени в афишах этих соборов) - значит всё превосходно. И жалеть не о чем. Пусть калининградцы, как тут некоторые сказали, и дальше ездят на его концерты. Нам останется только радоваться за этих людей, наслаждающихся органной музыкой в прекрасной обстановке.

Цитировать

  Наталья Лопухина

13.03.2018, 21:27

Уважаемая Ирина Сергеевна, Ваша публикация отзывов о мастерстве Хачатурова- очень хорошая идея! Воочию можно проследить путь развития нашего общества в целом, и нашей культуры - в частности! Награды, почести, звания чаще даются за хитрость, коварство, жадность, глупость, высокомерие. Именно за эти 'заслуги' народу приходится содержать и ублажать недобрых, бесталанных, завистливых, бескультурных, считающих этот самый народ тупым 'быдлом', с которым и обращаются соответственно человекоподобные турболеты L410 (прогресс, раньше были частицы и чистящие средства!):
'На дурака не нужен нож, —
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь!' А народ наш - светлый, добрый, богат талантами, но сейчас растерян. Если уж умных, талантливых, честных профессионалов - Одинцова, Кузнецову, Хачатурова унижают, оскорбляют, заклевывают, изгоняют, то что же говорить про остальное общество и сферы деятельности?! Вот таков путь развития в Никуда. Итог,естественно, никакой или Ничто. Сейчас мы будто в состоянии трагикомического гротеска. Как от этого кошмара пробудиться, вновь увидеть неповторимый Свет в Соборе, почувствовать Радость от волшебных звуков органа - мы не знаем. Но рады тому, что Вы находите в себе силы и мужество бороться с невежеством, а значит- не все потеряно!

Цитировать

  Сергей

14.03.2018, 14:29

Конкурсный отбор на вакантные должности, насколько известно, используется даже в правительстве области. Но именно на вакантные. В Кафедральном соборе сначала сделали должность вакантной, причем без объяснения причин, а затем объявили конкурс.
Допустим, такие видные 'юристы', как Ермак, считают это нормальным, но законопослушных граждан удивляет один факт, который был раньше не известен. Да, конкурсы проводятся. Да, даже в правительстве области. Но в конкурсную комиссию правительства вряд ли входят иностранные граждане. В соборе же граждане Литвы и Польши избрали работников российского государственного учреждения культуры.
Я понимаю, что Таривердиева по ее общей ограниченности не видит разницы между исполнительским конкурсом, каковым является конкурс им. М. Таривердиева, и приемом на работу. Но юристы правительства должны были бы понимать, что граждане Литвы и Польши из конкурсной комиссии не имеют права принимать на работу в российское государственное учреждение кого бы то ни было. Это все равно, что польский президент или президент Литвы назначит губернатором нашей области своего человека.
Интересно, куда смотрела прокуратура, призванная надзирать над законопорядком?

Цитировать

Высказывание уважаемого L410 логически противоречиво: он считает Оливье Латри человеком принципиальным и в то же время беспринципным, т.е. готовым вступиться за коллегу-органиста, несмотря на то, что не знает его как музыканта. Это не так. О. Латри, как действительно великий органист, глубокий музыкант, заинтересованный в развитии музыкальной культуры, никогда не позволит себе защищать посредственного исполнителя. Во французском тексте он подчеркнул слова 'полную поддержку', выразив своё эмоциональное отношение к учинённому в Кафедральном соборе безобразию. Именно принципиальность О. Латри подвигла его дать резкую критику работы фирмы Клайс в Петербургской филармонии. Что касается того, слышал ли О. Латри исполнение органных произведений Артёмом Хачатуровым, то он делал это неоднократно. Более того, по его просьбе Артём играл для него произведения М. Регера, а потом О. Латри высказал своё восхищение работнику фирмы 'Дойче граммофон', о чём тот сообщил мне, присовокупив и свои комплементы исполнительскому мастерству Артёма. (Замечу, что летом прошлого года мы с ним ездили в Светлогорск специально на концерт А. Хачатурова).
Кроме того, в своём отзыве О. Латри высоко оценил и заботу А. Хачатурова об органном комплексе. Об этом же в журнале 'Орган' №3-4, за 2013 год в интервью сказал профессор Д. Зарецкий: 'Оба органа в полном порядке (конкурс проходит на большом органе, а второй звучал во время одного из концертов фестиваля), за что нужно сказать отдельное спасибо Артёму Хачатурову'.

Цитировать


 1  2  След >
Страница 1 из 2 ( 29 комм. )

Ваш комментарий:




 

Эксклав.RU - новости Калининграда, форумы, фото © 2010

Связаться с нами - главный редактор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
администратор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script отдел новостей:

Православная Ярмарка

 
Яндекс цитирования Rambler's Top100