12+
   

Почему в Калининградской области «вымирают» малые города и села?

08.02.18

В Калининградской области постепенно хиреют и «вымирают» малые города и сёла, отдаленные от областного центра. Заброшенное производство, разбитая инфраструктура, тающие людские и финансовые ресурсы, низкое качество жизни... Есть ли выход из этого бедственного положения или же его не существует вовсе?


Image

Администрация Правдинского городского округа 5 февраля на заседании комитета по законодательству Калининградской областной Думы обратилась к депутатам с предложением изменить статус посёлка Железнодорожный с поселка городского типа на сельский. Как отметил замглавы Правдинского городского округа Виктор Апуник, численность жителей в поселке сокращается, и Железнодорожный перестает соответствовать статусу «поселка городского типа». Причина для смены — отсутствие работающих предприятий в посёлке. Трудоспособное население вынуждено уезжать в более развитые города - Калининград или Правдинск. Иными словами туда, где есть работа.


«На сегодняшний день любой населенный пункт может «вымирать», если там не будет рабочих мест, той транспортной доступности, которая позволит человеку работать», заявила корреспонденту «Русского края» председатель областной Думы Марина Оргеева.


Марина Оргеева: «На сегодняшний день любой населенный пункт может «вымирать», если там не будет рабочих мест, той транспортной доступности, которая позволит человеку работать. Поэтому сегодня задача и Министерства экономики, и Корпорации развития, и органов исполнительной власти муниципалитетов находить те площадки, которые будут интересны нашим инвесторам. Это первое, после чего населенные пункты не будут уходить. На территории Калининградского региона сказать, что какие-то населенные пункты «вымерли» - нельзя. Просто количество проживающих там уменьшается, и в основном остаются жители преклонного возраста. Но если появятся в доступности предприятия, конечно, они [жители — прим. ред.] не будут уезжать».


На данный момент из действующих производств в Железнодорожном остались «две небольшие пилорамы» и «кирпичный завод, который работает в полузакрытом режиме». В остальном на территории Железнодорожного функционируют бюджетные учреждения: больница, школа, детский сад. А вот с жильем, напротив, у поселка проблем нет. Преобразование Железнодорожного из поселка городского типа в сельский пункт изменит положение разве что работников бюджетных сфер — им будут положены надбавки, кроме прочего появятся возможности привлечения специалистов, например по программе «Земский доктор». В остальном положение жителей Железнодорожного едва ли изменится, по крайней мере до тех пор, пока в поселке не появится работа.


Между тем областная Дума не спешит утверждать поправки, предложенные Правдинским городским округом. По словам Марины Оргеевой, к вопросу изменения статуса Железнодорожного нужно походить комплексно, не забывая при этом, что в Калининградской области осталось только четыре поселка городского типа — Донское, Янтарный, Приморье и Железнодорожный.


Марина Оргеева: «Здесь я бы посмотрела шире. У нас немного, но есть поселки городского типа — Железнодорожный, Приморье, Донское. В этой ситуации мы должны говорить о системном подходе. Если будет (на что не ответили инициаторы этого законопроекта) какие-то вещи связанные с социальными выплатами... Надо все проанализировать. Если это даст возможность развиваться, я не вижу причин, почему не переименовать. Но сейчас преподносится, что тогда это будет совсем вымирающий поселок. Надо сначала проанализировать, что это даст людям, что это даст инвестору. Мы договорились создать рабочую группу, туда должны войти представители тех органов власти и законодательной, где есть поселки городского типа. Может быть встретиться с активом этих населенных пунктов. Мы же принимаем решение не только по Железнодорожному, это будет касаться и других населенных пунктов, которые сегодня являются поселками городского типа».


До перестройки 90-х годов, картина в Железнодорожном выглядела иначе. Здесь в советский период работали пивоваренный и кирпичный заводы. В поселке находился крупный железнодорожный пограничный переход, где европейская колея входила на территорию «большой России». Но перестройка внесла свои коррективы. Пивоваренный завод заброшен и разбирается на кирпичи, с 2010 года прекращено и постоянное железнодорожное пассажирское движение. Оно оказалось нерентабельно, как впрочем и на многих других направлениях в Калининградской области. До Калининграда — 74 км. И хотя автобусы ходят по этому маршруту регулярно, 5 часов ежедневно тратить на дорогу — под силу не каждому.


Надо отметить, что Железнодорожный — не единственный поселок, где наблюдается отток трудоспособного населения. Подобная ситуация складывается в Славске, Нестерове, Озёрске, Правдинске, Багратионовске, Мамоново и так далее.


А вот в Калининграде напротив — население растет, несмотря на то, что смертность превышает рождаемость. По оценкам чиновником в 2026 году численность населения областного центра превысит полумиллионную отметку. Ощутимую прибавку населению дает миграция, по большей части именно внутренняя. Жители отдаленных городов и сел стремятся переехать в Калининград, где есть рабочие места и, соответственно, больше перспектив на жизнь.


К слову, проблема «вымирания» малых городов и сёл это бич всей России. Ее причины не изменились за последние десять лет - отсутствие должного числа рабочих мест, тянущее за собой целую гору проблем социального и экономического характера.


Россия всегда была сильна своими деревнями и селами, во все времена именно они давали хлеб и силы стране. Сейчас Правительство предпочитает импортировать за нефтедоллары продовольствие и сырьё для него, нежели укреплять и развивать сельский сектор. Вместе с деревнями и сёлами хиреют и «умирают» так называемые малые города, с градообразующими предприятиями, которые закрываются и перестают давать городу рабочие места, одновременно разрушая инфраструктуру и социальную сферу. Здесь достаточно посмотреть на сухую статистику. На конец 2016 года в России в сельской местности проживали 37,9 млн человек, в городах — 108,6 млн человек, то есть 26% против 74%. С исторической точки зрения в России никогда не было столь большого разрыва между численностью сельского и городского населения. Исключение составляет эпоха так называемого «развала» 90-х годов. В этот период активно запускалась в массы и поддерживалась во властных кабинетах теория о том, что России больше не нужно сельское хозяйство. Масштабную промышленность дробила приватизация. Как итог — никому не нужные заводы разбираются на кирпичи, а население малых городов и сел катастрофически уменьшается. И если в Калининградской области, как говорят парламентарии, ситуация не столь критична, то в остальной России опустевшие дома вдоль федеральных трасс уже давно зияют своими опустевшими глазницами.

 

Русский край



  caramba

08.02.2018, 17:18

Сами себе вопрос задали и сами же на него ответили. Это поможет? Надо делать все правильно и спрашивать в пустоту не придется. Скоро все просто сдохнет и концы в воду

Цитировать

Ваш комментарий:




 

Эксклав.RU - новости Калининграда, форумы, фото © 2010

Связаться с нами - главный редактор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
администратор: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script отдел новостей:

Православная Ярмарка

 
Яндекс цитирования Rambler's Top100