В Гусеве не могут достроить самый дорогой мост в мире

В начале декабря этого года губернатор Калининградской области Антон Алиханов побывал с рабочим визитом в восточной части нашего региона. В частности, глава посетил Гусев, где гостеприимные горожане и представители местной администрации рассказали, как им хорошо живётся, как у них всё хорошо.

Глава региона познакомился с миллионным жителем области, пообщался с молодёжью, умилённо просмотрел концерт детсадовцев в отремонтированном здании бывшего офицерского казино. К слову, гусевские чиновники постарались сделать всё, чтобы в результате проведённого ремонта снаружи обновлённое казино выглядело блестяще – белые колонны, красивая лепнина и так далее. Но вот почему-то не предложили Алиханову осмотреть здание со двора, где всё не так ярко, крикливо и красочно – мышиного цвета стены и никакого декора. На фотографиях, которые сделали присутствовавшие на открытии в этом здании нового Детско-юношеского центра журналисты, показано, как весело проводят время гусевчане. К примеру, на одной из них видно, как в музыкальной студии юные таланты поют под аккомпонемент своего руководителя, а через открытую дверь видны почётные гости и местные власти. Но любому человеку, разбирающемуся в звукозаписи, видно, что это фото – всего-навсего дешевая инсталляция для губернатора: в помещении отсутствует звукопоглощение и звукоизоляция, оборудование размещено за несколько часов до мероприятия, а люди в парадной одежде просто изображают работу студии. Да и дверь, оставленная во время записи открытой из студии в другое помещение, где находятся гости с губернатором, должна, как бы невзначай, доносить «результаты занятия» до начальственных ушей. Этот маленький пример наглядно показывает, что гусевские чиновники занимаются откровенной показухой. Можно было бы просто отделаться юмористической заметкой на тему очередного очковтирательства, если бы не грустные факты, касающиеся как реставрации самого здания, так и вообще ситуации с освоением бюджетных средств гусевскими чиновниками. Как сообщают СМИ, на реконструкцию здания бывшего казино было потрачено 26 миллионов рублей. Согласно данных кадастра, стоимость этого здания, площадью 1145,8 квадратных метров составляет 25 миллионов. Получается, что на его реставрацию потратили такую же сумму, как его стоимость, - свыше 20 тысяч рублей на 1 квадратный метр.

Также в этот день губернатор посетил дом на улице Новосёлов, в котором в прошлом году из-за взрыва газа были повреждены 6 квартир и пострадало 4 человека. Мало того, что рабочие затянули с ремонтом, так ещё, по словам жильцов уцелевшей части дома, разбили им дорогу тяжёлой техникой. К слову, к приезду Алиханова её подсыпали гравием – авось, не заметит очередной недоделки. Еще одна дешёвая инсталляция для почётного гостя. После этого со спокойной душой, что на востоке Калининградской области всё неплохо, губернатор вернулся в Калининград…

Но самую главную достопримечательность Гусева — строящийся пешеходный мост от памятника «Штыковая атака» к храму Всех Святых губернатор не осмотрел. А ведь этот мост является ярким примером того, как в России в целом, и в Калининградской области в частности, кое-кто умеет зарабатывать на строительстве и освоении бюджетных средств. Этот мост был заявлен в рамках реализации проекта «Военно-мемориальный комплекс истории Первой Мировой войны», который изначально должен был предусматривать подземный музей под памятником, установленным напротив храма на другом берегу реки. Но то ли бывший министр культуры Калининградской области Светлана Кондратьева забыла об этом, то ли еще что, но подземный комплекс под памятником выпал из программы подготовки к 100-летию начала Первой мировой войны. Остался просто памятник. Зачем к нему мост? Большой вопрос. Обоснование необходимости создания моста заключается лишь в том, что он связывает храм и памятник, образуя единый комплекс. Но пикантность ситуации заключается в том, что совсем рядом, буквально в 100 шагах от этого моста, находится существующий мост через реку.

Но обо всём по порядку. Итак, в начале июля 2016 года в СМИ поступила информация, что в Гусеве будет построен пешеходный мост на улице Правобережной через реку Писса. Согласно проекту, как рассказывали воодушевлённые своей патриотической идеей чиновники, это будет целый ансамбль - с памятником «Штыковая атака», новым мостом и храмом. Мост - 30-тонная арка с четырьмя колоннами из красного кирпича, которые будут напоминать жителям сторожевые башни, будет длиной 58 метров. Ширина пешеходной зоны, по проекту, составит 4 метра, а высота тоннельной части – около 3 метров. Покрытие будет выложено гранитной плиткой. Согласно техническому заданию, строительно-монтажные работы пешеходного моста планировалось завершить до 31 декабря 2016 года, а уже весной 2017-го – ввести в эксплуатацию. По данным портала государственных закупок, власти города планировали потратить на его строительство… чуть более 70 миллионов рублей из городского бюджета.

Уже эта сумма для такого маленького моста вызывала вопросы, тем более, что в составе конкурсной документации имелось заключение Центра проектных экспертиз Калининградской области о том, что первоначальная цена моста составляла почти 136 миллионов рублей, а в результате проверки смет она была снижена до 76 миллионов рублей. Разработчиком этой сметы являлось ООО «Центр комплексного проектирования» из Калининграда. Эта организация, в свою очередь, стала победителем конкурса на разработку проектной документации для строящегося моста, который был проведён в 2015 году. Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, за проектирование пешеходного моста через реку «Центр комплексного проектирования» получил от администрации Гусевского городского округа 3 миллиона 185 тысяч рублей. В итоге был запроектирован мост стоимостью в 136 миллионов, что в 42 раза превышает стоимость проекта. Или, наоборот, стоимость проекта в данном случае составила чуть больше 2-х процентов, когда в среднем для таких объектов она находится в пределах от 5 до 10% стоимости строительства. Вроде всё красиво, выглядит даже так, будто бюджет получил очень дешевый проект.

Но вопросы возникают, если приглядеться, даже к сниженной в два раза стоимости строительства. Много это, или мало, можно понять в сравнении. Как сообщал в 2017 году Росавтодор, средняя стоимость строительства 1 км федеральной дороги в однополосном исчислении в 2016 году составила 44 миллиона рублей. Соответственно, гусевский пешеходный мост по стоимости, даже после серьёзного удешевления сметы, соответствует стоимости почти 2-м километрам федеральной трассы. Но у дороги 2 полосы, а у гусевского моста одна и то пешеходная… Можно еще сравнить, например, с Крымским мостом. Согласно данным открытых источников, стоимость одного метра этого моста обходится в 11 миллионов рублей, при том, что он имеет 4 полосы для автомобилей и два пути для железнодорожного транспорта. Ширина Крымского моста составляет 23 метра, а с учётом железнодорожных путей — 35 метров. Ширина гусевского - 4 метра, что в 9 раз меньше. Помимо этого, нагрузки, которые испытывают эти два моста, отличаются минимум в 10 раз. Исходя из этого, метр гусевского должен стоить не более 120 тысяч рублей. А при его длине в 58 метров - не более 7 миллионов. Конечно, нам могут возразить, что мы ошибаемся, что на самом деле это крайне сложный мост, но факты — упрямая вещь. Можно привести еще сравнения: В Карачаево-Черкесии 2-х полосный автомобильный мост через реку Кубань шириной 9,5 метров и длиной 115 метров обошелся бюджету в 150 миллионов рублей, стоимость метра этого моста оказывается дешевле гусевского в 2,5 раза; в Волгоградской области метр нового 4-х полосного автомобильного моста через реку Ахтубу длиной 6,5 километров и шириной 32 метра обошелся бюджету в 4,4 раза дешевле, чем в Гусеве. Дешевле гусевского обошелся Яхтенный мост в Санкт-Петербурге и масса других мостов. Список можно продолжать. А ведь в этих расчётах, в отличие от Крымского, нами даже не учитывалась грузоподъемность!

Можно сказать, что пешеходный мост в Гусеве очень дорогой. По стоимости строительства одного метра он дороже Крымского и других мостов, построенных в России в 2016 и 2017 годах. Поскольку, по сведениям из открытых источников, Крымский мост оказался дороже аналогичных мостов в мире, а гусевский по стоимости его превзошел, то теперь без преувеличения можно сказать, что в Гусеве строят настоящую достопримечательность — самый дорогой мост в мире. Аппетиту гусевских чиновников и их опыту в составлении смет можно только позавидовать.

Вернемся к строительству этого моста, или к его долгострою. В июле 2016 года был проведён конкурс на определение подрядчика, который выявил еще одну интересную деталь и только подтверждает наши расчёты, — одна из организаций-участников конкурса - ООО «Судовые природоохранные комплексы и системы – Сервис» предложила построить мост за сумму, в 7 раз меньше, чем стоимость, предложенная чиновниками и согласованная госэкспертизой, — всего за 10 миллионов рублей. Это очень похоже на цифру, которую получили мы. Но не тут-то было - заявка этой фирмы была отклонена: чиновники нашли несоответствие адреса места пребывания компании с выпиской из реестра юридических лиц. Основание не более чем формальное, но также спорное с точки зрения законодательства. Согласно существующей судебной практике, организация может иметь фактическое и юридическое места нахождения, а их несовпадение не может рассматриваться в качестве нарушения действующего законодательства. К тому же, в составе конкурсной документации каждый участник прилагал выписку из единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения о юридическом месте нахождения. Тем не менее, выбывшая из конкурса сторона судиться по данному вопросу отказалась. Комиссия признала заявку другой компании, также из Санкт-Петербурга, ООО «МостДеталь», соответствующей требованиям конкурса, а администрация Гусевского городского округа заключила с ней контракт на сумму 70 миллионов рублей. Кстати, согласно сведениям из открытых источников, «МостДеталь» выиграла лишь один тендер за все годы своего существования, а открылась она в 2005 году.

После конкурса, в начале августа 2016 года, рабочие начали огораживать строительную площадку. СМИ сообщали: «В Гусеве приступили к активной стадии возведения нового пешеходного моста. В основание будущей переправы на правом берегу Писсы строители забили 14 свай. Одновременно ведётся перепланировка пешеходных дорожек на левом берегу реки». Репортажи шли один за другим, и вот, в начале ноября, было объявлено, что «железное коромысло длиной 31 метр поднимают на высоту трёхэтажного дома и опускают на бетонные опоры с точностью до миллиметра». А на строительство ставшего уже таким знаменитым моста слетелись специалисты не только со всех уголков России, но и Украины! Сложно сказать, спешили ли чиновники достроить мост к ноябрьскому  визиту Патриарха на освящение нового Храма Всех Святых в центре Гусева, к которому ведёт мост, но темпы строительства на начальном этапе действительно были высокими. Возможно этому способствовала крайне привлекательная цена контракта. Кстати, срок окончания работ по нему был определён 31 декабря 2016 года.

Судя по всему, власти Гусева решили оповещать своих горожан как можно чаще, чтобы они не забывали о том радостном событии, которое должно произойти «уже через пару месяцев». Но в конце марта 2017-го, когда срок контракта давно истёк, в СМИ появилось странное сообщение, что, оказывается, «в Гусеве возобновилось строительство пешеходного моста через реку Писсу». Стало ясно: что-то пошло не так, поскольку прошла долгожданная весна, а мост достроить не успели. Правда, появились новые подробности о его внешнем виде. Так, сообщалось о его «изящных формах и ажурных элементах перильного ограждения». Также стало известно, что «на дуге, соединяющей берега, установят 12 фонарей». Только вот сроки ввода моста в эксплуатацию перенесли на начало лета…

В середине августа, спустя год после начала строительства, местные власти заявили, что срок строительства якобы продлили из-за погодных условий – «поднялся уровень воды в реке и резко похолодало». А потом снова наступила тишина. Стройка оказалась заморожена, а территория огорожена забором. В администрации города объясняют, что стройку приостановили в связи с тем, что работы были выполнены некачественно и требуют доработки. «Часть уже оплачена, по ряду работ были выставлены претензии. Вместо того, чтобы исправить недоработки, компания ООО «МостДеталь» обратилась в арбитражный суд о взыскании денежных средств с администрации города за якобы выполненные работы», - ответил пресс-секретарь городской администрации. Понятное дело, что до окончания суда сроки завершения работ объявить не удастся.

Уже заканчивается 2018 год, а самый дорогой мост в мире по-прежнему не достроен, что явно мешает войти Гусеву в число мировых чудес Света и стать магнитом для притяжения туристов. Теперь власти судятся с компанией-застройщиком, а точнее, она с ними. По словам главы администрации Гусевского городского округа Александра Китаева, строительство моста возобновится, как только закончатся судебные разбирательства. «Мы приносим свои извинения за причиненные неудобства жителям и гостям нашего города», - говорил в феврале Китаев. Мы попытались связаться с главой Гусева, чтобы узнать, как же так вышло, что мост до сих пор не достроили, но Александр Александрович давать какие-либо комментарии нам отказался.

С судебными исками дело обстоит ещё сложнее. Выяснилось, что строительством моста занималась фирма-субподрядчик ООО «Линейный город» из Санкт-Петербурга. По данным компании, в период с июля 2016 года по январь 2017-го ею были выполнены земляные, бетонные и монтажные работы. Говоря проще, - начиная с укрепления берегов, заканчивая облицовкой моста и декоративным оформлением. По крайней мере, такая информация размещена на сайте компании. Странно, но «Линейный город» ни в качестве подрядчика, ни субподрядчика официально нигде в госзакупках не числится. Нет его и в материалах суда.

В августе 2017 года исполнитель контракта - ООО «МостДеталь» подал в Арбитражный суд исковое заявление к Администрации Гусевского городского округа о взыскании почти 9 миллионов рублей задолженности, и более 1 млн рублей за неисполнение обязательств по муниципальному контракту. Дело длится до сих пор и погрязло в строительных экспертизах. Одну суд уже провёл, но она не устроила истца. До сих пор рассмотрения дела по существу не было.

11 декабря 2018 года в Арбитражном суде Калининградской области состоялось очередное судебное заседание. Истец-подрядчик на него не явился, а подал ходатайство о проведении заседания в его отсутствие. В суде присутствовали представители ответчика. Арбитражный суд решил удовлетворить ходатайство ООО «МостДеталь» о проведении повторной экспертизы возведенного моста. Ответственным за экспертизу назначен Александр Квитко, кандидат технических наук, доцент кафедры Строительства мостов и туннелей Санкт-Петербургского государственного Архитектурно-строительного Университета. Эксперт должен определить, соответствует ли объём и стоимость заявленных подрядчиком работ фактическому. А также определит их качество. Срок проведения экспертизы определён до 12 февраля 2019 года, а производство по делу до этого срока решено приостановить.

Примечательно, что судебный процесс идёт уже больше года, но только сейчас, в ноябре 2018 года, власти Гусева решили подать встречный иск к ООО «МостДеталь», требуя взыскать с фирмы 7 миллионов рублей и расторгнуть контракт. Следующее слушание по этому делу состоится 4 февраля 2019 года. Скорее всего, там тоже понадобятся экспертизы, и дело продлится не меньше года.

В августе этого года к проблеме самого дорогого моста в мире подключился и губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Выслушав ситуацию с долгостроем, глава региона заявил, что «вопрос нужно решать кардинально: либо подрядная организация достраивает объект, либо необходимо разрывать контракт и искать новую». В конце августа Александр Китаев рассказал, что мост «могут начать достраивать в сентябре». Однако сегодня на дворе – зима 2018 года, а строительство моста по-прежнему заморожено. Судя по ходу судебного процесса, возобновится оно не скоро. При этом, согласно данным сайта госзакупок, подрядчик получил от администрации Гусевского городского округа 44 миллиона рублей, что составляет 62 % от стоимости контракта, или целых 4 таких же новых моста, по расценкам фирмы, которую отстранили от участия в конкурсе.

Когда достроят пешеходный мост через реку Писса в Гусеве, до сих пор неизвестно, как непонятно и то, зачем власти вообще затеяли его стройку за такие деньги. Гусев славится своей парадной стороной и своими обшарпанными дворами, где нет тротуаров, нет освещения, не покрашены дома, не созданы комфортные условия для жизни горожан. Затевая такую масштабную стройку, ответственные должностные лица в который раз показали, что не способны определять приоритеты между насущными интересами жителей города и явной показухой. Поэтому гусевский пешеходный мост рискует попасть в книгу Гиннеса не только как символ  расточительности, но и как яркий пример бесхозяйственности.

 

Специальный репортаж

на радио "Русский край"

Last modified on Четверг, 20 декабря 2018 20:57

Admin

Email Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторское право

  Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 12 лет.

Любое использование материалов exclav.ru разрешено только с предварительного согласия редакции ресурса.

© 2008-2018 «Эксклав.ru».

О проекте

Региональный новостной интернет-портал Эксклав.ru существует с 2008 года. Разрабатывается для донесения достоверной информации и новостей для жителей Калининграда и области. На портале также существуют авторские рубрики на общественно-политическую тематику.

Контактная информация

Телефон: 8 (401) 299-40-70

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел новостей: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вконтакте

Facebook

 

Подписка

Подпишитесь на рассылку
Top
Яндекс.Метрика
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…